Виноградники мира не устояли перед засухой, накрывшей почти всю планету. Урожайность сокращается. Как и в 2010-м году, неурожай охватил обе Америки, Африку, почти всю Азию и половину Европы. Неблагоприятная погода стояла весной и в первой половине лета. Июль и вовсе оказался самым жарким с 1897 года. Сейчас установилась более благоприятная погода. Производители отложили уборочную кампанию на две недели в надежде хоть как-то компенсировать урон.

В результате засухи португальцы могут собрать лишь треть от урожая прошлого года. Во французской Бургундии, где виноградники подверглись ещё и бомбардировке градом, и вовсе одну пятую. В окрестностях Бордо соберут самый маленький урожай после 1991 года. В Божоле, близ Лиона, столь низких урожаев не было десять лет. В Испании планируют снижение сбора винограда на 10-15% против прошлого года. Об аналогичных проблемах трубят производители из Греции и Болгарии.

Но не следует думать, что проблема тотальна. Практика показывает, что урожай зависит также и от микроклимата — где-то в силу особенностей рельефа скапливается достаточно влаги, а где-то её практически нет. Поэтому на отдельных фермах урожай может быть потерян почти полностью, тогда как на соседних даже перекроет прошлогодний.

Французский Минсельхоз прогнозирует общий сбор винограда по стране на уровне 42,5 миллиона гектолитров (гектолитр равен 100 литрам). В 2011 году урожай составил 51 миллион гектолитров. Ежегодно Франция экспортирует 15 миллионов гектолитров. Намного хуже ситуация у итальянцев, которые в прошлом году опередили французов на один гектолитр, а в этом заметно отстанут. Впрочем, это только прогнозы. Сколько же именно винограда будет собрано, станет известно ближе к концу осени.

Франция является крупнейшим в мире производителем вина. Год назад французское вино составляло 17-18% от мирового экспорта. Тогда же доходы от этого сектора экономики составили 18 миллиардов евро. Занято во французском виноделии 120 тысяч человек. Снижение урожая на 20% в этом году будет эквивалентно примерно 3,5 миллиардам евро, что равно половине годового государственного бюджета Эстонии. Впрочем, это не более 2% от французского ВВП.

Однако даже такое незначительное в относительных величинах падение вносит свой вклад в общий экономический спад и бюджетные проблемы Франции. Тем более, что спад производства эквивалентен половине дефицита госбюджета. Разумеется, не все доходы отрасли идут в казну. Но не стоит забывать об этих цифрах, чтобы здраво их оценивать.

Конечные потребители не пострадают, уверяют виноделы. Во-первых, цена на вино удерживается поставщиками — для большинства из них это дело чести. Во-вторых, производственный цикл вина позволяет смягчать колебания урожайности в разные годы. Ведь минимальный срок производства в виноделии составляет два с половиной года. При этом любой серьёзный производитель имеет достаточные запасы для удовлетворения глобального спроса. Даже в случае серьёзного неурожая, вроде нынешнего.

Другой проблемой урожая винограда в этом году стала так называемая мелкоягодность (по-французски millerandage). Дело в том, что засуха пришлась на период цветения и опыления.  Это один из самых важных факторов, определяющих урожайность. Как говорят виноделы, такое явление — залог качества будущего вина. «К счастью, размер ягод коррелирует с концентрацией, — говорит португалец Бернарду Кабрал. — Прямо сейчас мы имеем потенциально крайне высококачественное вино».

Ценовые колебания всё же возможны, считает Карл Сторкмэн, аналитик из США, где винограду также грозит неурожай. «Законы спроса и предложения работают на любом рынке, — говорит он. — Производители вина держат свои цены достаточно стабильными. Не сильно их сбрасывают в худые годы, не особо загибают в хорошие». Ему вторит парижский сомелье, англичанин Риджуэй. Он считает, что на цены гораздо больше влияет общее состояние экономики, нежели урожай. По его словам, в нынешние времена повышение цен стало бы худшим решением для виноделов.

Впрочем, если на конечном потребителе неурожай и не скажется, то производители точно пострадают в самое ближайшее время. Можно себе представить, чем обернётся падение доходов в два или три раза. Ведь фермерам нужно и свои семьи содержать, и держать в порядке технику, и ухаживать за виноградниками. Сгладить последствия смогут только крупные виноделы, которые сами производят необходимое сырьё. Однако, навряд ли стоит ожидать серьёзных потрясений в этой отрасли. Спрос на французское вино достаточно стабилен, ведь оно является мировым брендом. Социальная напряжённость присутствует во Франции, но в других сферах.

О качестве будущего вина можно будет судить только через год, а в продажу оно поступит не раньше 2015-го. И хотя о высоком содержании сахара и низком содержании кислот известно уже сейчас, точно сказать, как это повлияет на вкусовые качества, мало кто возьмётся. Ведь процесс брожения не настолько предсказуем, как кажется. Именно  в конце лета следующего года станет известно, чем запомнится винтаж (урожай вина) 2012 года. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *