«Война компроматов» сыграла не последнюю роль в поражении Михаила Саакашвили на парламентских выборах. Его коалиция «Единое национальное движение» набрала около 41%, тогда как у «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили порядка 54%. На первый взгляд, несмотря на «грязную» предвыборную кампанию, Грузия демонстрирует беспрецедентный для большей части постсоветского пространства демократический прогресс. Действующий президент признал поражение. Смена власти осуществляется по результатам выборов. При этом конституционные изменения превращают Грузию в парламентскую республику, в которой президент будет зависим от премьер-министра. Однако этого придётся ждать около года.
Главное, что занимает Россию – изменится ли внешнеполитический курс Тбилиси. Тем более, что сам Саакашвили заявлял, будто грузинской оппозицией дирижирует Москва.
Следует напомнить, что война компроматов, разрушившая цивилизованный имидж Саакашвили, началась в середине сентября с обнародования видеозаписей издевательств над заключёнными. Как утверждал грузинский президент, за этим стояла Москва. Грузинские власти ответили собственным залпом компромата, обвинив Георгия Хаиндраву и Каху Каладзе — ключевые фигуры окружения Иванишвили – в связях с мафией воров в законе, которую Саакашвили выдавил из страны.
По версии официального Тбилиси, эта связь не случайна: якобы Иванишвили в обмен на помощь в отстранении Саакашвили обещал восстановить былое влияние «законников». А на днях МВД Грузии представило доказательства того, что грузинские воры короновали 23 сентября Давида Хизанишвили – видного представителя клана Деда Хасана, патриарха российского воровского сообщества. Хизанишвили, как утверждается, играл видную роль в продвижении грузинской оппозиции. Была также обнародована запись переговоров оппозиционера Губаза Саникидзе с экс-министром госбезопасности Валерием Хабурдзания. Обсуждалась возможность освобождения из тюрьмы одного из воров в законе.
Оппозиция ответила очередными видеокадрами тюремных пыток. Власти распространили запись «подкупа оппозиционерами полицейского в обмен на новые скандальные тюремные видео»… В «войне компроматов» поучаствовал и президент Союза грузин России Михаил Хубутия, призывающий сменить власть в Тбилиси.
Было бы странным, прояви РФ безразличие к происходящему в стране, являющейся источником нестабильности на её южных рубежах. При том, что главный грузинский оппозиционер, претендующий теперь возглавить правительство, долгое время принадлежал к российскому бизнес-сообществу. Миллиардер Бидзина Иванишвили входил в руководство «Импэксбанка», банка «Российский кредит», холдинга «Металлоинвест», владел гостиничными и аптечными сетями.
В октябре 2011 года бизнесмен, занимавший 25-е место в рейтинге богатейших людей России по версии Forbes, объявил о намерении участвовать в грузинской политике. Немедленно последовало лишение Иванишвили гражданства Грузии. Однако он вышел из положения, зарегистрировав в апреле движение «Грузинская мечта» на свою жену.
Саакашвили сразу понял опасность, исходящую от человека, обладающего капиталом в $5,4 млрд и имеющего широкие связи в деловой среде как России, так и Запада. Президент пытался бороться с Иванишвили через административный ресурс: суд в течение лета дважды приговаривал миллиардера к астрономическому по грузинским меркам штрафу в $105 млн. За «подкуп избирателей», выражавшийся в финансировании его же партии.
Поражение Саакашвили не назовёшь сокрушительным или окончательным. «Единое национальное движение» уступило «Грузинской мечте», но сохранило сильные позиции, особенно в провинции. Скандал позволил президенту нанести удар по руководству пенитенциарной системы, которая, в отличие от полиции, не была всецело ему подконтрольна. Теперь сотрудники тюрем заменены верными Саакашвили патрульными полицейскими. Фактически повторен удачный для Саакашвили опыт с переформированием МВД.
Иванишвили с его «Мечтой» даже близко нельзя считать «российским проектом». В своей борьбе с Саакашвили он пользуется услугами влиятельных западных PR- и лоббистских компаний — Patton Boggs, National Strategy, Burson-Marsteller, а также BGR Gabara, которую возглавляет Иво Илач Габара, бывший представитель Еврокомиссии в Сараево. Успехи на этом поприще уже ощутимы: в начале 2012 года сенатор-демократ Джим Макдермотт внёс на утверждение Конгресса билль «Акт о грузинской демократии», обвиняющий Саакашвили в преследовании оппозиции (в лице Иванишвили).
Не сказать, будто иностранные партнёры списали нынешнего президента Грузии. Его интересы в США и ЕС отстаивают не менее влиятельные лоббистские компании в лице Pastrick, NoE Com и Gephardt. Таким образом, Запад держит руку на пульсе и ставит одновременно на всех кандидатов. Что является беспроигрышным вариантом.
Вопрос в том, как отразится победа Иванишвили на России. Разумеется, он сделает всё, чтобы грузинские мандарины, а также вино и минеральная вода вернулись на российский рынок. Ему придётся как минимум скорректировать прежний курс Тбилиси. Но ожидать превращения Грузии в союзника России, разумеется, не приходится. Иванишвили уже подтвердил прежние установки Саакашвили, касающиеся вступления Грузии в НАТО и возвращения Абхазии и Южной Осетии.
Можно даже сказать, что Москва получает более хитроумного противника. Который прекрасно помнит, почему и в каких условиях распродавал свои активы в России.