Новая метла по-новому метёт. В этом уже успели убедиться чиновники Петербурга. Правда, ни о какой кадровой вакханалии говорить не приходится. Балетная партия, сыгранная на сцене Смольного, конечно, имеет и своих «умирающих лебедей», но в целом за истекший год Георгий Полтавченко вносил изменения весьма умеренными и неторопливыми штрихами. Зато с чёткими, осязаемыми и весомыми результатами. Административный корпус Петербурга на глазах обновился и дисциплинировался.

Приход Полтавченко в Смольный связывали исключительно с чекистским прошлым. Служба в КГБ СССР и силовых структурах РФ 1990-х действительно создаёт близость к первому лицу государства. Симпатизируют Полтавченко и видные деятели РПЦ. Но ни того, ни другого губернатор не афиширует. Свою приверженность православию старается оставлять своим личным выбором и личным делом – на фоне бесконечно тиражируемых и не слишком доброжелательных штампов о «православном чекисте».

Столь же неброско, постепенно но уверенно осуществлял Полтавченко замену прежней команды. Такой многопрославленный вице- времён Матвиенко, как Роман Филимонов, уходил аж до января этого года. Хотя был непосредственно связан с воплощением самых одиозных проектов — строительством  стадиона «Зенита» на Крестовском острове, Ново-Адмиралтейского моста и Орловского тоннеля. Достаточно сказать, что через руки Филимонова проходил каждый пятый рубль из городского бюджета. И такая проблема оказалась решена без скандалов и информационных фейерверков.

Напомним, тогда же временным управляющим строительными делами стал другой представитель старой команды, заместитель губернатора по городскому имуществу Игорь Метельский. Однако Метельский ничем не подтвердил своей приверженности бывшему губернатору. Стало быть, риска в этом сосредоточении полномочий не виделось. К тому же, наметившиеся в конце апреля поползновения на вывод из-под Метельского вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, архитектуры и градостроительства, оказались уткой. Не то, чтобы не нашлось достойных преемников по знанию материальной части. Но равных Метельскому по части маневрирования между интересами различных групп влияния действительно мало. Он эффективно освоил тактику административного выстраивания интересов различных бизнес-групп. Тогда как тот же Филимонов представлял, пожалуй, единственную группу – осыпанную преференциями ЛСР, де-факто замкнутую на другого бывшего вице-губернатора — Юрия Молчанова.

Именно Молчанов более чем кто-либо олицетворял смычку петербургского административного аппарата с местной бизнес-элитой. Прежде всего финансовой и строительной. К моменту прихода Полтавченко в его ведении сосредотачивался контроль над  инвестиционными потоками, государственно-частными партнёрствами, транспортным комплексом. Достаточно вспомнить родственные связи вице-губернатора с соответствующими бизнес-кругами: его пасынок Андрей является главным акционером группы ЛСР. Этот экс-вице наиболее расстыковывался с дисциплинирующим трендом «православного чекизма».

Уход — заметим, добровольный – Молчанова и Филимонова можно рассматривать как следствие административных интриг и перехвата финансовых потоков. Тем не менее, основным фактором стало другое. Методология людей матвиенковского круга, избалованных потоком инвестиций из федерального центра, не соответствовала новым приоритетам Полтавченко как кризисного управляющего. Городское правительство в результате кадровых замен стало менее расточительным.

Январский дуплет предварялся передачей финансовой сферы в ведение Сергея Вязалова. Который, находясь на своем посту с сентября прошлого года, сумел в кратчайшие сроки подобрать компетентную команду управленцев. Возможно, тут сказался уникальный жизненный опыт Вязалова, прошедшего путь от инженера ленинградского дортреста до первого заместителя министра финансов. Будучи фигурой федерального масштаба, он входил в кадровый президентский резерв и был достаточно удалён от местных питерских разборок. Хотя с петербургскими реалиями, как видим, оказался знаком очень хорошо. Видимо, еще со времен пребывания в Комитете экономики и финансов петербургской мэрии в середине 1990-х.

Присутствие в Смольном Вязалова немаловажно в условиях иссякших федеральных вливаний. Другое дело, что именно о нём регулярно говорится как о временном управляющем финансами, который покинет пост, выполнив первичные стабилизационные задачи. Но есть ещё одна важная «мелочь» — на него была возложена функция вытеснения совершенно очевидного и открытого сторонника политики Матвиенко, бывшего руководителя аппарата губернатора Михаила Осеевского. Покинули администрацию и другие знаковые фигуры — «социальный» вице-губернатор Людмила Косткина и «информационный» вице-губернатор Алла Манилова.

Тогда же была отстранена от должности экономившая на программах изучения русского языка в кронштадтских школах председатель Комитета по образованию Ольга Иванова. За ней последовал председатель Жилищного комитета Юрий Осипов, сочетавший сомнительную профпригодность с ещё более сомнительными бизнес-связями. Ушли председатели КГИОП и Комитета по здравоохранению — Вера Дементьева и Юрий Щербук. Не стыковались с традиционалистским мировоззрением губернатора Полтавченко позиции возглавлявшего прежде Комитет по культуре Антона Губанкова.

Не обошлось без сбоев. Ситуация вокруг Дмитрия Месхиева не нуждается в комментариях. Но и этот вопрос решился профессионально, без лишнего шума.  Быстрое исправление собственной кадровой ошибки несомненно можно засчитать Полтавченко в крупный плюс.

За год пребывания в должности Георгию Полтавченко удалось создать собственную команду сравнительно бесконфликтно уживающихся и эффективно взаимодействующих профессионалов. В правительстве соблюден баланс силовиков и либералов, местных и варягов. Команда кардинально обновлена и значительно сокращена. Понятно, что сокращая прерогативы и коррупционные возможности неких абстрактных помощников, Полтавченко идет на определенный риск. Но в предштормовых условиях надвигающейся кризисной болтанки, когда на счету каждый рубль, эти меры необходимы. И пока их реализация губернатору удавалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *