Опубликован очередной рейтинг журнала Forbes, в котором оценена степень привлекательности для бизнеса 30 российских городов. Первое место уверенно занял Сочи. За ним в первой пятерке следуют Уфа, Челябинск, Тюмень и Нижний Новгород. Больше всего вопросов вызывает пул городов, замыкающих таблицу, – Астрахань, Москва, Самара, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону. В чем причина первенства провинции и отставания столиц?
Для начала – о самих критериях оценки. Например, в 2008 году, составляя свой первый рейтинг, журнал оценивал города по следующим позициям. Деловой климат. Уровень развития малого бизнеса (через объем сборов налога на вмененный доход по упрощенной системе налогообложения и ряда других). «Терпимость» властей к сторонним инвесторам (через уровень проникновения федеральных торговых сетей). Покупательная способность населения (доходы населения, рассчитанные через объем поступлений в бюджеты налога на доходы физических лиц). Стоимость жилой недвижимости. Проникновение сотовой связи. Устойчивость к кризису (динамика сборов налога на доход физических лиц, динамика цен на жилую недвижимость и ставок аренды в торговых центрах, динамика официально зарегистрированной безработицы, оценка масштаба кризисных явлений в регионе по методике Министерства регионального развития). Социальные характеристики (численность населения, уровень образованности, количество зарегистрированных на душу населения тяжких насильственных преступлений). Инфраструктура (наличие удобного авиационного и автодорожного сообщения, стоимость подключения к электросетям). Комфортность ведения бизнеса для владельцев и топ-менеджмента компаний (наличие и класс гостиниц, присутствие федеральных сетей фастфуда, время в пути до Москвы).
Критерии и состав списка оцениваемых городов так или иначе меняются. Например, пять лет назад вообще не рассматривались показатели Москвы, Петербурга и республик Северного Кавказа. Последние – из-за невозможности оценить общий уровень безопасности в регионе, где еще недавно велись боевые действия. Однако фундаментальные подходы сохраняются. Но в любом случае преимущество имеют города с диверсифицированной экономикой (там стабильнее уровень доходов населения). А также те, где местные власти создают одинаковые правила игры для всех инвесторов, не давая преимуществ местным, а тем более «придворным» дилерам.
Возьмем для примера нынешнего лидера – Сочи. Безусловно, географическое положение этого города оказывает определяющее значение при развитии бизнеса и его ориентации. Ресурсно-сырьевая база, трудовой и промышленный потенциал, климатические и природные условия, региональная и государственная политика – все это является стимулом для становления одних видов деятельности и препятствует развитию других.
Если рассматривать Сочи как регион для ведения бизнеса, то приоритетными направлениями здесь, конечно же, в силу природного богатства, географии и климатических условий являются туризм (как летний, так и зимний) и гостиничный бизнес, а также санаторно-курортное лечение. Здесь достаточно упомянуть активную деятельность и госкомпании «Курорты Северного Кавказа». Пока она в большей степени уделяет внимание развитию зоны Кавказских Минеральных Вод, но это вполне объяснимо олимпийский заточенностью Сочи. Однако Олимпиада – явление преходящее, а вот необходимость развития курортной базы останется и после ее проведения. В любом случае курортно-туристическо-лечебные гиганты стимулируют развитие всего шлейфа малых и средних предприятий, обслуживающих их по разным направлениям.
Наряду с основными, исторически сложившимися в данном регионе направлениями хозяйственной деятельности, привлекающими инвесторов, на ближайшие годы Сочи стал одним из самых перспективных районов для развития сопутствующих направлений бизнеса.
Грандиозное строительство и организация развернутой инфраструктуры в регионе в преддверии зимних Олимпийских Игр – 2014 дает благоприятную возможность начать собственный бизнес сотням компаний в самых разных сферах. И это не только перспектива ближайших двух-трех лет. Как правило, отстроенные к Олимпиадам регионы, ставшие известными широкой мировой общественности и отлично себя зарекомендовавшие, становятся привлекательными для туристов всего мира на многие десятилетия. А это, в свою очередь, еще больше стимулирует предпринимательство. Так что следует поспешить, чтобы стоять у истоков нового витка развития региона Сочи и поймать те выгодные возможности, которые предоставляются сегодня в регионе. Пример тому – госкорпорация «Олимпстрой», которая намерена оставить за собой управление особой экономической зоной (ОЭЗ) Красная Поляна в Сочи.
Власти города также следуют директиве, прописанной сверху, и стремятся навести порядок в разнокалиберных муниципальных правовых актах, касающихся надзора и вмешательства в работу предпринимателей. Самыми важными на этом направлении уже стали местные законы о создании условий развития системы кредитования и микрокредитования, содействии в обеспечении субъектов малого и среднего предпринимательства офисными, складскими помещениями, земельными участками, оборудованием, ужесточении ответственности сотрудников правоохранительных и налоговых органов, допускающих несанкционированные проверки и т. д.
Все это имеет солидное обеспечение в СМИ. Моментами возникает подозрение в явном администрировании, но Forbes и самим предпринимателям это нравится.
Если исходить из сочинского опыта, то, используя метод «от противного», вполне можно объяснить и аутсайдерство обеих столиц. Конечно, с учетом местной специфики. Например, одной из причин того, что иностранные инвестиции все чаще обходят российскую столицу, стала динамика цен на жилье. Если в других городах идет активное удешевление жилой площади, то в Москве, по мнению представителей зарубежных инвесторов, наблюдаются признаки монополизма. Отсюда и запредельные ставки на аренду помещений и земельных участков.
Что касается Санкт-Петербурга, то пока здесь больше занимаются разговорами о создании максимально комфортных условий для активизации бизнеса и инвестиционной деятельности и формировании позитивного имиджа города. Ставка в Северной Пальмире делается на развитие механизмов инвестиционной деятельности и государственно-частного партнерства. Между тем – в прямом противоречии с розовыми планами – суровая реальность состоит в непомерных сроках и количестве согласований при проектировании объектов капитального строительства. Подтачивает инвестиционный климат чрезмерный (и весьма коррупционноемкий!) избыточный надзор всевозможных инспекций. Непрозрачность информационной среды также создает питательную среду для мздоимства.
И хотя в последние годы инвестиции в городскую экономику росли, в первую очередь речь шла о крупных промышленных проектах и сделках с недвижимостью. Это поле деятельности традиционно было оседлано родственниками чиновников и придворными бизнесменами. Новичков сюда не пускали. Малый и средний бизнес между тем находился в загоне.
Проблема неблагоприятного делового климата уже не раз обсуждалась в самых верхних эшелонах власти. Например, в ежегодном отчете о деятельности правительства перед депутатами Государственной Думы в апреле этого года. Владимир Путин высказался тогда в том смысле, что само государство должно исправить ситуацию с неблагоприятным инвестиционным климатом, иначе оно не сможет решать экономические задачи. «Мы ставим перед собой задачу: в ближайшие годы сделать сто шагов вперед и подняться с нынешнего 120-го места до 20-го по условиям для ведения бизнеса. Это не лозунг, не риторический прием, это тест на нашу решимость развивать Россию», – напомнил Путин.
И в завершение немного сравнительной информации. В 2010–2011 годах по результатам рейтингов Forbes и РБК находился в явных лидерах, как и все последние годы. Но если табличная динамика этого города практически не изменилась, то возникает закономерный вопрос: что произошло с Ростовом-на-Дону? По версии рейтинга Forbes двухлетней давности, этот нынешний явный аутсайдер был седьмым, а Сочи пребывал на девятом месте. Почему происходят такие городские пертурбации, известно только аналитикам этого авторитетного издания.