В начале 2011 года группа московских бизнесменов решила выйти на петербургский рынок госзаказов по ремонту лифтового оборудования. Рынок гигантский – суммарный годовой объем госконтрактов оценивается примерно в 3,32 млрд рублей. Свой интерес москвичи легализовали через МГУП «Мослифт», представляемый петербуржцем Николаем Куклиным. Неформальные же вопросы, связанные с продвижением в уже поделенный сектор бизнеса, решал генерал-полковник в отставке Анатолий Ермаков, у которого Николай Куклин по совместительству работает старшим помощником.
Когда в северной столице сменился губернатор, у компании возникли проблемы. Контролируемая доля начала уменьшаться. Вложенные в петербургский проект деньги не отбивались. Череда скандалов и неудачных судебных процессов ухудшила репутацию «Мослифта».
Еще полтора года назад ни компанию «Мослифт», ни Николая Куклина никто в Петербурге не знал. Но в начале 2011-го некие москвичи якобы вышли на тогдашнего председателя Жилищного комитета городской администрации Юрия Осипова с просьбой посодействовать в получении подрядов на капремонт лифтов. Говорят, будто Осипов принял предложение. Вопрос был решен через двух заместителей – Сергея Томашевского в комитете и Игоря Гудзенко, замещавшего Осипова на прежней службе в администрации Приморского района. При этом источники полагают, что сам Куклин представляет «Мослифт» лишь формально. Реально вопросы в интересах компании решают другие люди. Например, директор филиала СУ-9 Сергей Фадеев.
Коммерсанты и генералы
Впрочем, это не более чем мнение. Вообще-то Куклина в «Мослифт» пригласил заместитель генерального директора МГУП Евгений Громов — отставной генерал внутренних войск. Вероятно, знающий по армейской службе Анатолия Ермакова.
Прошлой весной в коммерческую активность включился не только сам Николай Куклин, но и члены его семьи. В апреле 2011 года сын Анатолий Николаевич Куклин вместе с Андреем Анатольевичем Ермаковым учреждают ООО «Ленлифт» (по адресу Кантемировская, 12). Среди учредителей также две москвички: Юлия Морикова и Ольга Рыбакова. Кстати, Андрей Ермаков некогда возглавлял скандально известное ЗАО «Топливная компания «Балт-Трейд», созданное в свое время Павлом Капышем, убитым в 1999 году.
Юлия Морикова и Ольга Рыбакова зарегистрированы в Москве. Судя по всему, там и проживают. Известны в крупном бизнесе сферы лифтового оборудования: Морикова является соучредителем ООО «Евростандарт», занимающегося техническим освидетельствованием и сертификацией лифтов. Компания обслуживает свыше 15 тысяч лифтов в Москве и Подмосковье. Среди заказчиков ФГУП Мингосимущество России, его авторемонтный центр, ДЕЗ Москвы, Управляющая компания Московской области. При этом Морикова – соучредитель ООО «Еврометрон», реализующего лифтовое оборудование. Что касается Ольги Рыбаковой, то она является совладелицей московского ООО «ЛифтСтройПроект».
В мае 2011 года Антон Куклин, Ольга Рыбакова и Алексей Васильев учредили ООО «Ленлифт РСУ № 1». Николай Куклин, как и в «Ленлифте», является ее генеральным директором. Данная компания зарегистрирована там же, на Кантемировской, 12. Заодно с ООО «Управление планирования и организации работ» ( «УПОР»), которую практически одновременно учредили супруга Николая Куклина Лариса, Алексей Васильев и Ольга Рыбакова. Лариса Куклина стала гендиректором фирмы.
Можно предположить, что все компании, учрежденные Куклиными с представителями московского бизнеса и Ермаковым-младшим, предназначены для получения через субподряды бюджетных средств.
Подали иск – уплатили сами
При этом не сказать, чтобы «Мослифт» в Петербурге обладал серьезными позициями. С начала 2011 года общая сумма петербургских госконтрактов компании составила примерно 300 млн рублей, затем начала снижаться. Но даже при малом масштабе деятельности «Мослифт» исхитрился получить серьезные проблемы. В частности, в Приморском районе. Николай Куклин заявляет о нарушениях, допущенных при проведении в марте этого года открытого конкурса на выполнение работ по ремонту лифтового оборудования в многоквартирных домах. Сумма контракта – свыше 147 млн рублей.
Казалось, если с компанией поступили несправедливо, вопрос следует решать не жалобами по инстанциям, а в суде. И действительно: «Мослифт» судится. На сайте Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти можно обнаружить три иска. Все они заслуживают внимания
В апреле «Мослифт» пытался судиться с администрацией Петроградского района, добиваясь отмены решения по открытому конкурсу на право заключения госконтрактов по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах. Выяснилось, что исковое заявление подано с процедурными нарушениями: например, не полностью уплачена госпошлина – 2 тысячи рублей вместо 8 тысяч. Поэтому суд определил оставить иск без движения. Наверное, московское предприятие все же найдет недостающие 6 тысяч. Тогда и состоится разбирательство.
Еще более странный иск был подан «Мослифтом» на питерское ТСЖ «Протон». Забегая вперед, отметим: судебное решение опять оказалось не в пользу истца. «Мослифт» представлял дело так, что ЖСК не выплатил почти 730 тысяч рублей за выполненные работы по замене лифтов. Однако ТСЖ «Протон» не растерялось и предъявило встречный иск: взыскать с «Мослифта» пени за просрочки в размере почти 1,5 млн рублей. Суд снисходительно отнесся к московским гостям и штрафных санкций не наложил. Однако принял во внимание, что акты выполненных работ подписаны с опозданием на 53 дня. В итоге по результату взаимозачетов (с учетом процентов и госпошлин) суд обязал «Мослифт» обязан уплатить ТСЖ «Протон» 10 тысяч рублей.
15 мая судом был принят иск к ООО «Травикон». Вероятно, если московское руководство заменит в петербургском филиале юридическую службу, процесс для него пройдет удачнее.
Лифт не работает? Готовься к «футболу»
Впрочем, московскому руководству сейчас может быть и не до регионов. Летом столичные власти объявили о возможной приватизации «Мослифта». Одним из претендентов на покупку компании является немецкий концерн ThyssenKrupp AG. «Мослифт» собираются разделить на части: выделить городские функции, которые останутся в ведении столичных властей, и коммерческие составляющие, которые подлежат продаже. О каких стратегических планах развития может идти речь в такой период? В прошлом году сменился глава «Мослифта» – место Анатолия Золкина занял Андрей Истомин. Между прочим, Золкина добрым словом вспоминают рабочие: «Зарплату даже в кризис повышали. Брали качеством. До сих пор средний заработок электромеханика – 45 тысяч». Тем не менее Истомин успел охарактеризовать состояние доставшегося ему хозяйства как ужасающее.
Неопределенность будущего снижает качество работы. Это видно по жалобам на официальном интернет-форуме «Мослифта» forum.moslift.ru. Несмотря на модерацию, каждый день приходит несколько заявок на ремонт или сообщений о неисправности лифта. «Мой пост с разъяснениями причин неисправности был просто удален как неудобный», – пишут на профессиональном портале liftforum.ru. Добавляя, что «Мослифт» коммерческим лифтовым компаниям не конкурент – у тех ответственность и скорость реагирования в разы выше. Собственно, свои объекты «Мослифт» давно им и сбрасывает.
Профессионалы-электромонтажники невысоко оценивают качество этой горячей линии. Вот что пишет в ветке liftforum.ru/board/index.php?topic=338.0 участник форума Lift-man, явно не понаслышке знающий вопрос: «Там происходит зачастую развешивание лапши на уши с использованием замудренной для обывателя специфической лифтовой терминологии. Вместо того, чтобы заставлять нерадивых механиков выполнять свои обязанности и беспристрастно разбираться в ситуации, ведущий горячей линии в первую очередь занят корпоративной этикой. Подлинный престиж фирмы складывается из безупречной работы, ответственных профессионалов, внимательного отношения к клиентам. С этим в «Мослифте», видимо, нынче туго. Жалобы граждан на проблемы – мелочевки, которые обычно решаются нормальным механиком: поступила заявка, пришел на лифт увидел-сделал, – являются темой для «футбола», а не руководством к действию».
В то же время определенный эффект горячая линия принесла. «Мослифт» отрапортовал, что число жалоб на лифты снизилось на 27%. «Возможно, на самом деле снизилось. Зачем возиться с почтой, писать чиновникам? На сайте проще», – ехидничают компетентные наблюдатели.