Политическая борьба в России бушует на улицах, продолжается во властных кабинетах, охватывает столицы и регионы. Можно сказать, идет практически везде, кроме разве что парламента. На уикенд она выплеснулась в сферу охранного бизнеса. Московская полиция аннулировала разрешение на использование оружия ЧОП «АБ Пантан». Это стало главной политической новостью воскресенья, поскольку «Пантан» входит в «Оскордъ» – охранный холдинг видного оппозиционера Геннадия Гудкова.
Депутат Гудков состоит в Государственной Думе более десяти лет. Пришел в результате довыборов, проведенных в связи с кончиной космонавта Германа Титова. Покойный был членом фракции КПРФ. По формальной логике этого можно было ожидать и от Гудкова – полковника КГБ СССР, выпускника Института им. Ю. В. Андропова. Он, однако, предпочел «Единую Россию». Но не как партию, а как парламентскую фракцию. Партия Гудкова называлась Народной и позиционировалась как левоцентристская. Не коммунистическая, не либеральная, не консервативная, а нечто в духе «нового социализма» – как впоследствии «Справедливая Россия», к которой Гудков и примкнул в 2007 году.
В парламенте Геннадий Гудков специализируется на вопросах безопасности. Он является зампредом соответствующего думского комитета. Не только как бывший офицер советской спецслужбы, но и как крупный деятель охранного бизнеса. Объединение структур безопасности «Оскордъ» (название отсылает к древнерусскому оружию – боевому топору) обладает сильными позициями на рынке охранных услуг. Кадровый костяк предприятий «Оскордъ» укомплектован профессионалами спецслужб и правоохраны. Система предоставляет физическую защиту, консультирует по секьюрити, снабжает профильной техникой, оказывает коллекторские услуги. Договоры с «Оскордом» имеет до полутысячи крупных фирм, включая иностранные банки и нефтяные компании. О размахе деятельности свидетельствует хотя бы то, что страховое покрытие обязательств предприятий «Оскорда» перед клиентами составляет $1 млн.
Геннадий Гудков считается основателем «Оскорда». Первое десятилетие он напрямую возглавлял систему. Став депутатом, официально оставил пост президента холдинга. Однако остается его владельцем и фактическим руководителем. При этом даже формально ключевые посты занимают члены его семьи. О чем Геннадий Владимирович вчера посчитал нужным напомнить.
Напомнил Гудков и о том, что уже 20 лет – «Оскордъ» учрежден в апреле 1992 года – правоохранительные органы не имели никаких претензий. Наоборот, всегда признавался высочайший профессионализм данного бизнес-объединения безопасности. И вдруг лицензионно-разрешительная служба столичного ГУ МВД обнаруживает «нарушения правил хранения и использования оружия» в «Пантане» и опечатывает оружейную комнату. 170 стволов, нарезных и газовых, изымаются вместе с боеприпасами к ним и сдаются на временное хранение в полицию. Все это срочно, в выходные, глубокой ночью, ни минуты не теряя… Да еще преодолевая сопротивление руководства ЧОП «АБ Пантан», которое, по сообщению ГУ МВД, «затрудняло проведение проверки, фактически препятствуя выполнению сотрудниками полиции своих служебных обязанностей». Неповиновение сотрудникам полиции – дело, как мы знаем, серьезное. К тому же, по информации полиции, «на место проведения проверки прибыл гражданин, представившийся депутатом Государственной Думы», который высказывал «претензии по поводу работы полицейских».
Депутатами Государственный Думы являются, в частности, Геннадий Гудков и его сын Дмитрий. Оба входят в руководство «Справедливой России», как известно, силой вещей сдвинувшейся в оппозицию. Причем Гудковы представляют радикальный фланг оппозиционной партии. Старший давно критиковал политический строй РФ, называл его «абсолютной монархией». Выступал за парламентскую республику, в которой главная фигура – премьер, ответственный перед Думой, а не глава государства. Став в СР вторым лицом, Геннадий Гудков призывал КПРФ и ЛДПР отказаться от депутатских мандатов, полученных в результате скандальных «чуровских» выборов (сам, впрочем, мандат не сдал). Он регулярно выступал на оппозиционных митингах с резкими речами и призывами. Контактировал с такими деятелями, как Алексей Навальный, Борис Немцов, Владимир Рыжков. Три недели назад Геннадий Гудков стал одним из организаторов «Левого альянса». Гудков-младший активно участвовал в уличных выступлениях последних дней и использует депутатские возможности для выявления полицейских чинов, ответственных за жесткость при разгонах.
Вообще нынешнее позиционирование Геннадия Гудкова производит несколько странное впечатление. Его оппозиционность как-то не вяжется ни со служебно-политической биографией, ни с бизнес-статусом. Таким фигурам не свойственен митинговый радикализм. Кстати, охранным бизнесменам в особенности. Но факт остается фактом. Можно констатировать, что Гудков и его семья занимают в оппозиции по-своему исключительное положение. «Оскордъ» – это около семи тысяч опытных и квалифицированных профессионалов-силовиков. Что ни говори, такой резервный потенциал даже теоретически придает ощущение уверенности. Особенно в такие периоды, как наступивший 6 мая.
Можно усмотреть логику в резком движении государства против «охранной империи» Гудковых. Как бы акция на упреждение. Но с другой стороны, конфликт государства с крупным бизнесом способен стартовать отсюда по всему фронту. «20 лет создавал компанию, которую, похоже, решили развалить за 20 дней. Вот он, инвестиционный климат РФ! Присоединяйтесь, если безумны!» – написал в своем блоге Геннадий Гудков. К этому могут прислушаться.