Если вытянуть все подземные тепломагистрали северной столицы в одну однотрубную линию, то их протяженность составит более 8 тысяч километров. Это примерно пятая часть длины земного экватора. Эксперты утверждают, что только 10% теплосетей имеют износ менее 50%. У остальных он гораздо больше. По словам петербургского вице-губернатора Сергея Козырева, на приведение городской системы теплоснабжения в приемлемое состояние нужно 100 млрд рублей и 10 лет. Таких денег и такого времени нет. Что же делать?
Одним из неизменных атрибутов петербургской весны являются испытания теплотрасс. Постоянно сопровождаемые аварийными ситуациями – прорывами труб, образованием промоин, фонтанами кипятка. Последнее подобное происшествие случилось в Выборгском районе, на проспекте Просвещения. Из-за прорыва 1000-миллиметровой магистральной трубы без отопления осталось в общей сложности 51 здание, в том числе 40 жилых домов, пять детских садов, три школы и три коммерческих объекта. Кроме того, в границах аварийного участка пришлось ограничивать движение транспорта. К счастью, люди на этот раз напрямую не пострадали. Не обварились, не погибли, как тоже бывало. Несколько часов спустя прорвало 200-миллиметровую трубу на Северном проспекте. Отключилось теплоснабжение в трех жилых домах и в детском саду.
Причиной таких аварий называют изношенное трубное хозяйство. Оценки здесь разнятся. Сами энергетики говорят, что всего по городу свой срок отработан примерно у 20% трубопроводов. Мнение независимых экспертов изложено выше. Аварийность теплотрасс Петербурга выше среднероссийской в 5–6 раз и в 25 раз выше, чем в Москве. По пути к потребителю теряется четверть выработанного тепла, роскошь непозволительная. Причин этому много, как технологических, так и экономических.
К первым можно отнести повышенную коррозию труб, которая возникает из-за воздействия грунтовых вод и едких растворов, образуемых проникающими в почву антигололедными реагентами. Проще говоря – обычной солью. Свою роль играют и статические электрические поля, возникающие от электротранспорта и попутных коммуникаций.
Трубы гниют не только снаружи, но и изнутри. Вода в систему теплоснабжения поступает из открытого водозабора. Естественно, что ее качество не отвечает многим техническим критериям. Затем она по трубам поступает прямиком в дома. Результат – тотальная коррозия разводящих магистралей.
К финансово-экономическим факторам относится хронический недоремонт сетей. По самым благоприятным подсчетам, в течение 20 последних лет ремонтировалось 20% от необходимого. Этот ком с каждым годом нарастает. С учетом износа сейчас необходимо ремонтировать более
Естественно, многое упирается в поиск финансовых средств и технических решений. С финансами ситуация двоякая. Например, в 2008 году на капитальный ремонт и реконструкцию теплоэнергетики из всех источников финансирования было направлено более 15 млрд рублей, в том числе из городского бюджета более 6 млрд. В 2009-м на эти цели город выделил почти столько же. За лето 2011-го, по данным Комитета по энергетике, в городе привели в нормальное состояние до
В 2012 году город намеревался выделить такую же сумму. Теперь же, после поправок в городской бюджет, финансирование теплосетевого хозяйства будет производиться более точечно. Например, на ремонт теплотрасс в столько пережившем этой зимой Колпине дополнительно выделяют 600 млн рублей.
Но в целом основная нагрузка по поиску денег ложится на обслуживающие компании. Так, ОАО «ТГК-2» в 2012 году направит на ремонтную кампанию и обновление теплосетевого комплекса 2 млрд рублей. ОАО «Теплосеть» на ремонт и реконструкцию трубопроводов в 2010 году выделяло 1,7 млрд рублей, в 2011-м – уже 4 млрд. Половина из этих средств – собственные средства компании, еще 2 млрд взяты в качестве займа. Энергетики буквально претворяют в жизнь планы чиновников, которые неоднократно говорили о снижении бюджетного финансирования, замещаемого ассигнования компаний. Но пока одним из основных источников финансирования тепловых инвестпрограмм остаются коммунальные платежи населения.
Что касается технопрорывов, то здесь свои нюансы. Например, обследовать трубы и выявлять слабые места энергетикам помогают роботы-дефектоскопы, которые путешествуют по сетям и выявляют недостатки. Самый серьезный их недостаток – слабая маневренность. Они могут обследовать только трубы большого диаметра. Узкие распределительные сети, состояние которых вызывает больше всего опасений, ремонтируют по плану или по факту. Иначе говоря – по старинке.
Прочность трубопроводов повышают и с помощью новых материалов. Вместо стальных труб кладут пластиковые. Правда, они выдерживают температуру лишь до 95 градусов, и кладут их только внутри кварталов. Для магистральных трубопроводов нужна 150-градусная выносливость. Применение изоляции из полиуретана может всерьез – до 30 лет – увеличить срок службы труб.
Но в целом пока получается замкнутый круг. Где есть технологические решения, там нет средств. Бывает и наоборот. Так что Петербургу еще долго предстоит держаться под тепловыми атаками из-под земли.