Случившееся сегодня в Волгограде претендует на открытие нового жанра – социального детектива. Работники завода «Красный Октябрь» в девятом часу утра перекрыли КамАЗами одну из улиц в центре города. Обстоятельства настолько запутанны, что поневоле приходишь к мысли о намеренном сбивании с толку.

Конфликтующих сторон как минимум две: рабочие металлургического гиганта и органы полиции. Накануне сотрудниками Краснооктябрьского УВД без объяснения причин были задержаны четыре грузовика с металлоломом. По версии работников, они просто перевозили заготовку с одной производственной площадки завода на другую. На их беду маршрут пролегал мимо отдела полиции. Самих водителей отпустили, но грузовики оказались под арестом. Утром водители автотранспортного цеха узнали, что грузовики остаются возле полицейского участка. По словам председателя заводского профкома Александра Полякова, это толкнуло на спонтанные действия.

Два КамАЗа и автобус перекрыли в двух местах Первую Продольную улицу – в сторону центра. В целом, по свидетельствам очевидцев, в акции приняло участие около 40 человек. Двадцать минут неподвижные КамАЗы создавали на проезжей части в утренний час пик невообразимую пробку. Матерящиеся водители пытались объезжать их по тротуарам, однако вышедшие на дорогу работники, а в основном работницы в желтых комбинезонах, буквально бросались под колеса. На все расспросы протестующие рабочие отвечали в унисон: работе препятствует УВД, за 7,5 тысяч рублей зарплаты они должны терпеть еще и такие издевательства, им нечего терять и так далее. Впрочем, до вмешательства работников того самого УВД дело все же не дошло. Полякову удалось убедить рабочих покинуть проезжую часть.

Новостные порталы уже пестрят пояснениями из пресс-центра местного ГУ МВД. По версии правоохранителей, эта, как сейчас принято выражаться, «несанкционированная акция» была организована одним высокопоставленным представителем заводского управления. Таким образом руководство предприятия отвечает на полицейскую операцию «Металл». Столкновение хозяйственников с правоохранителями – тривиальная ситуация, с советских времен известная.

По данным той же пресс-службы за несколько последних дней арестовано около 30 грузовиков с металлоломом без сопроводительных документов. В частном порядке полицейские указывают на эпидемию хищений оросительного оборудования, прокатившуюся по районам области. Трубы распиливаются и свозятся в ближайшие пункты приема. Которые, разумеется, связаны с крупнейшим в Волгограде металлургическим заводом. Правда, при этом не уточняется, что 30 грузовиками, пусть и всего за три дня, обычно такие масштабные кражи не ограничиваются.

Нестыковка в версии ГУ МВД состоит в том, что во всех предыдущих случаях пойманные за руку водители задерживались. На этот же раз все прошло подозрительно гладко. Умалчивается и о том, что вчера арестовали не частный транспорт с неведомо откуда взятым металлом, а заводской. Перемещения между площадками, разумеется, не могут проходить без сопроводительной документации – в противном случае грузовики завернули бы еще на проходной. Но и полиции это не давало оснований действовать без объяснения причин. Даже если из ГУ МВД туманно намекают на некую проверку по факту крупных хищений на территории предприятия.

Темнят явно обе стороны. Вряд ли металлический лом, загружаемый в домны завода-гиганта, на все 100% имеет легальное происхождение. Однако и состояние дел с зарплатами работников следует учитывать. Волгоградская ситуация в этом смысле не уникальна. По всей России на предприятиях, выстроенных при царе Горохе без учета инфраструктурных затрат, дела идут плохо. Добивает такие заводы и «эффективный менеджмент», отодвигающий на последние места модернизацию и социальную политику. По данным самих рабочих, на «Красном Октябре» уже забыли, что такое индексация зарплат. Само предприятие увязло в кредитах (около 5 млрд рублей) и растеряло прежний управленческий состав. Конторские сегодняшнего дня напрямую связаны с интересами московских управляющих (банк «ВТБ-24» владеет 100%-ным минус одна пакетом акций предприятия).

Что такое московский хозяин, в регионах никому объяснять не нужно. Пришлые варяги выжимают комбинаты досуха, а когда износ оборудования становится критическим, продают его с молотка. Как тот лом – на вес. Судьба работников не интересует никого. Поэтому неудивительно, что люди начинают выживать по-своему.

Однако и местной полиции во всей этой мутной истории отведена далеко не положительная роль. Действия рядовых сотрудников вызывают в памяти истории поборов с водителей. Пусть в данном случае люди, вполне вероятно, решили подзаработать, сами полицейские от того чище не становятся. Возможно, кто-то с кем-то не сошелся в цене. И такое бывает. Показательно, что предпрофкома Поляков поспешил увещевать работников, а не встал на их сторону. Обычно местные управленцы всегда стремятся дружить с полицией: сегодня помог ты – завтра спишут тебе.

Кстати, о профсоюзах. Почти сразу за акцией работников «Красного Октября» на площади Ленина в Волгограде прошел пикет, направленный против экс-председателя облсовпрофа Вячеслава Кобозева и нынешнего профлидера Владимира Старикова. Эти люди уже привлекались к уголовной ответственности за продажу по черным схемам профсоюзного имущества. Не грузовиков с ломом, а санаториев, стадионов и спорткомплексов. Лидер регионального отделения соцпрофа Евгений Могилев прямо обвинил их в краже 150 млн рублей. Кобозев в прошлом году отделался легким испугом – за истечением срока давности дело на него закрыли.

Из происшедшего в Волгограде следуют неутешительные выводы. Сгнившая профсоюзная система. Предоставленные самим себе работники предприятий. Профессионалы с многолетним стажем, вынужденные заниматься банальными кражами. Правоохранительное крышевание. Это локальные аспекты. Стратегически волгоградский казус, вслед за казанским или ярославским, демонстрирует: протестное движение обретает социальную накачку. В разных формах, но для властей одинаково тревожных.

 

P. S. Казалось бы, никак не связанная с предыдущей новость из того же Волгограда: губернатор области Сергей Боженов сегодня пообещал, что в октябре состоятся прямые выборы волгоградского мэра. Практика назначения заканчивается. Сторонники отстраненного в прошлом году мэра Романа Гребенникова, требовавшие восстановить выборность главы города, похоже, добиваются своего. Уличное давление – пусть по «металлическому» поводу – явно коррелируется с политической либерализацией…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *