Скоро десять дней, как в Брюсселе подписан европейский фискальный пакт. Документ, не без проблем разрабатывавшийся структурами Евросоюза под нажимом Берлина, призван обеспечить бюджетную дисциплину в ЕС. Страны, подписавшие пакт, обязуются не превышать дефицит своих госбюджетов более чем на 0,5% ВВП, а потолок госдолга устанавливается в 60% ВВП. Государства, допускающие регулярные нарушения, будут подвергаться санкциям.

«ЕС переходит от политики кризиса к политике роста», – оптимистично резюмировал председатель Еврокомиссии («правительство» Евросоюза) Жозе Мануэл Баррозу. Особенно сильно это прозвучало в свете последней новости по греческому сюжету: внешние инвесторы вынуждены согласиться на небывалую в истории реструктуризацию суверенного долга, Афинам списывается более 100 млрд евро, а 28 млрд выделяется Греции как кредит МВФ. Впечатляющее начало новой эры финансовой дисциплины.

Не подлежит сомнению, что по крайней мере на словах идеология пакта носит ярко выраженный неолиберальный характер. Инициатива принадлежит не только лично Ангеле Меркель, но и Европейской народной партии (ЕНП) – общеевропейскому правоцентристскому объединению, доминирующему на всех политических уровнях Евросоюза. И глава Еврокомиссии Баррозу, и президент Евросовета Герман Ван Ромпей принадлежат именно к ЕНП. В эту транснациональную партию входят консерваторы Германии и праволибералы Франции, правящие партии стран, создающих несущую ось ЕС.

Левые политические силы на уровне Европарламента выражают свое сомнение в эффективности фискального пакта. Социал-демократы полагают, что он несет угрозу европейской солидарности. Однако на сегодняшний день левые контролируют лишь четыре правительства в ЕС. Социал-демократы находятся у руля в Австрии, Бельгии и Дании, плюс на Кипре президент-коммунист. Но – крайне интересная деталь: ни одно из этих правительств не стало придираться к документу. Все они поставили в Брюсселе свои подписи. Тем не менее к пакту присоединились 25 из 27 членов Евросоюза. Как ни удивительно на первый взгляд, отказались поддержать фискальный пакт Великобритания и Чехия – страны, где у власти стоят консерваторы и правые либералы!

Это притом, что предпринимательские объединения обеих стран в целом фискальный пакт поддержали. Либерально-центристские младшие партнеры британских консерваторов и чешских гражданских демократов призвали сказать «да» брюссельскому соглашению. Но в том-то и дело, что британская Консервативная партия и чешская Гражданская демократическая партия не входят в ЕНП. Незадолго до евровыборов 2009 года они инициировали Движение за европейскую реформу (ДЕР) – транснациональное объединение консерваторов-евроскептиков. ДЕР выступает против превращения ЕС в федеративную субстанцию, отстаивает прерогативы национальных правительств. В том числе, разумеется, бюджетно-финансовые.

Британский премьер Дэвид Кэмерон не раз заявлял, что «критика нового соглашения не исходит из финансовых или бюджетных положений». В самом деле, консерваторы всегда последовательны в жесткой бюджетной дисциплине. Но тут на первое место выходит идеологический аспект. «Нынешние колебания и заносы европейского строительства зачастую ставят под вопрос суверенные права государств-наций, что приводит к сложностям и проблемам», – подчеркивает президент Чехии Вацлав Клаус, создатель и духовный гуру ГДП. Британские и чешские консерваторы не боятся попасть под евросанкции – они в принципе считают недопустимым ограничение фискального суверенитета отдельных государств со стороны брюссельской евробюрократии.

Можно как угодно относиться к идеям партий, объединенных в ДЕР. Но нельзя не отдать должное соответствию их реальной политики доктринальным установкам. Такое теперь далеко не всегда увидишь в Старом Свете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *