Интрига президентских выборов состояла не в победителе, а в сроках победы: один тур или два? Ответ получен. Владимир Путин возвращается в Кремль по результатам вчерашнего голосования. Другой итог – парадоксальная стыковка внесистемной оппозиции, устремленной как бы в будущее, с партией позавчерашнего дня. Лишь один из проигравших кандидатов не признал своего поражения. Это Геннадий Зюганов. Сегодняшние уличные акции объективно получатся следованием призыву КПРФ.
Большая тройка социологических институтов – ВЦИОМ, ФОМ и «Левада-центр» – прогнозировали уверенную победу Путина уже в первом туре. К концу февраля ВЦИОМ отдавал ему почти 60% голосов, ФОМ – почти 62%, «Левада-центр» – аж 66%. И вот настал день 4 марта. Техническая сторона избирательного процесса оказалась на высоте – КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней), прозрачные урны, веб-камеры… Последняя новация особенно приглянулась зарубежным наблюдателям, которые обещали внедрить ее у себя. Воскресным утром за выборами через интернет начали следить более 286 тысяч человек (потом они выяснили, что зачастую трансляция изображения шла в записи). Казалось бы, все сделано для честного волеизъявления.
Но практически одновременно с началом голосования пошли сигналы о замеченных нарушениях. Самым заметным из них стали пресловутые «карусели». Около полудня проект Алексея Навального «РосВыборы» фиксировал около 1800 подобных ситуаций. Среди других серьезных огрехов стала нехватка открепительных удостоверений. Впрочем, Центризбирком эту информацию опроверг. Внесла оживление акция движения Femen на столичном избирательном участке, где голосовал Владимир Путин (наши украинские гостьи сознательно пошли на административные аресты).
Тем временем правоохранительные крепили бдительность. Особенно заметные усилия предпринимались в Москве, которая в воскресенье порой напоминала город на осадном положении. Центр столицы был буквально забит бойцами ОМОН и солдатами внутренних войск. Силовики взяли под усиленную охрану здания Госдумы и ЦИК. Но самое печальное происшествие случилось не в Первопрестольной, а в одном из дагестанских сел – трое вооруженных боевиков напали на избирательный участок. Погибли трое полицейских, застрелен один нападавший. По сравнению с этой трагедией избиение наблюдателя от коммунистов в Махачкале выглядит легкой склокой.
В 21:00 по Москве председатель ЦИК Владимир Чуров огласил первые предварительные результаты. Владимир Путин двигался к 60%-ному рубежу. Геннадий Зюганов вновь встал на второе место примерно с 17%. Результат Сергея Миронова совершенно не впечатлял – немногим более 3,5%. Зато возникла новая интрига – ветеран борьбы за президентство Владимир Жириновский схватился за «бронзу» с новичком Михаилом Прохоровым. В столкновении опыта с молодостью победила молодость: на третье место вышел двухметровый миллиардер. Если выборы и принесли хоть какую-то сенсацию, то, пожалуй, именно эту.
За час до оглашения этих данных на Манежной площади в Москве начали собираться сторонники Путина. Когда на трибуну спустя два часа вышел победитель, там уже собралась стотысячная толпа. Параллельно митинги в поддержку Путина проходили на Лубянской площади и на площади Революции. «Мы победили в открытой и честной борьбе», – заявил глава правительства, в третий раз становящийся главой государства. «Слава России!» – воскликнул он, перехватывая у националистов присвоенный ими лозунг.
Примерно в половину четвертого утра поступают данные об обработке около 80% бюллетеней. За Владимира Путина проголосовали более 64%, за Геннадия Зюганова – примерно 17%, за Михаила Прохорова – почти 7%, за Владимира Жириновского – более 6%, за Сергея Миронова – менее 4%. Едва ли ситуация изменится сколько-нибудь кардинально.
На малой родине Владимира Путина картина отличается от средней по стране. Хотя земляка поддержали более 60% (по состоянию на половину второго ночи), следующим идет не Зюганов, а Прохоров – более 13%. Коммунистический лидер лишь на третьем месте: 12,8%. Следом всероссийский аутсайдер Миронов – 6,5%. Наименее популярен оказался в Петербурге Жириновский – 4,9%. Цифры еще могут измениться, но расклад – едва ли.
Комментаторы в телестудиях дуют в свою дуду. Владимир Рыжков называет прошедшие выборы нелегитимными, Сергей Митрохин и Эдуард Лимонов разделяют его точку зрения. Станислав Говорухин называет эти выборы самыми честными в истории России. Владимир Жириновский и Сергей Миронов поздравляют Путина с победой.
Михаил Прохоров беседует по телефону с Владимиром Путиным. Избранный президент желает сопернику политических успехов и отдает должное относительно высокому (для первой попытки) результату. Затем Прохоров публично подтверждает намерение создавать свою партию – пока не обрисовывая, какой она будет. Выборы он называет «нечестными», но результатов не оспаривает.
Их оспаривает от имени КПРФ Геннадий Зюганов – единственный из всех кандидатов. Ему вторит координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов: «Нам плюнули в лицо! Завтра выходим на улицы!» Итак, весь спектр радикальной оппозиции – либералы, демократы, националисты – выйдут фактически под лозунгами КПРФ. Такой поворот событий действительно впечатляет. Для власти это, пожалуй, выгодно: далеко не всем в оппозиции понравится такой формат выступлений. Интересно, как повернется в Петербурге в семь вечера на Исаакиевской, где рассорившейся оппозицией запланирована несанкционированная акция. С большим ли энтузиазмом поддержат Зюганова многочисленные в Петербурге сторонники Прохорова? Прибавит ли ярости националистам Николая Бондарика тот факт, что их лозунг провозглашает Владимир Путин, против победы которого они выйдут протестовать?
Если сказать коротко и с большой долей условности – на выборах победил консервативный проект (Путин). Реакционная позиция (Зюганов) остается второй и явно без шансов на подъем. Зато обозначился серьезный запрос на реформистский креатив, и, похоже, власть это осознает: не зря Путин назвал результат Прохорова «достойным», а кампанию «интересной». Специфическая форма обслуживания власти (Жириновский) оборачивается политической пенсией. Недоделанная попытка синтезировать Путина и Зюганова (Миронов) не имеет никаких перспектив.