Российский рынок алкогольной продукции перманентно лихорадит. Одни только нашумевшие санкции в отношении молдавских и грузинских вин чего стоят. Но то были всего лишь бои местного значения. Теперь грядет битва глобального масштаба. Похоже, в обозримом будущем власти намерены всерьез изменить правила игры.
Вот только последние прогнозы с алкогольного фронта. После 1 июля с прилавков должно исчезнуть пиво в пластиковой упаковке, в которую разливают половину продукции российской пивной промышленности. Акцизы на чистый спирт могут вырасти с 250 до 300 рублей, в 2013 году до 400, а спустя год – до 500 рублей. Это означает неизбежное повышение цен на водку. Из-за ужесточения процедуры лицензирования рынок, и так потерявший 10% производимого вина, ожидают новые потрясения. С 1 июля любое вино, наполовину состоящее из виноматериалов, перейдет в разряд «винных напитков» с обязательным прохождением нового лицензирования. Акцизы на них вырастут в 5 раз! Удар придется по полусладким и сладким винам. Игристые вина могут вообще исчезнуть с прилавков. Все это минимум 80% рынка, в отдельных сегментах – до 90%.
Есть основания предполагать, что это лишь начало. Правительственная антиалкогольная концепция ориентирована на двойное сокращение потребления спиртных напитков в стране. Нелегальный алкорынок обязан вовсе исчезнуть. В рамках программы деалкоголизации разворачивается активная борьба с контрафактом. Подделку акцизов могут приравнять к подделке казначейских билетов, а незаконное предпринимательство в этой сфере будет караться по особой статье УК.
Намерения понятны и сами по себе возражений не вызывают. Но последнее – относительно уголовного законодательства – настораживает. Наша законодательная база и так напоминает лоскутное одеяло из массы разрозненных актов, принятых на злобу дня. Правоприменительная практика показывает, что и нынешних законов при желании вполне хватает для борьбы с бутлегерами. Их неистребимость объясняется совсем другими причинами. Никак не отсутствием специальной статьи.
Как правило, корректировка минимальных розничных цен, связанная с повышением акцизов, проводится с 1 января. На этот раз такого не произошло. В федеральной службе Росалкогольрегулирования объясняют, что законодательно никаких календарных дат для введения новых цен не предусмотрено. В свою очередь, эксперты уверены – такое положение дел имеет политический подтекст. В преддверии выборов, да еще в «последекабрьской» ситуации власти попросту не хотят озлоблять электорат. Но летом, предположительно с 1 июля, повышение акцизов спровоцирует ценовой скачок.
Правда, на примере новых акцизных марок для алкогольной продукции крепостью менее 9 градусов видно, что соответствующие структуры так и не удосужились полноценно подготовиться к новым обстоятельствам. С 1 января 2012 года в России запрещалось производство и импорт алкогольной продукции такой градусности без нанесения акцизных марок. Однако к концу 2011 года параметры акцизных марок, их размеры и способ нанесения на бутылки еще не были утверждены.
Тут стоит обратить внимание вот на какой аспект. Причина повышения цен на спиртное, помимо заботы о здоровье нации, – получаемые средства. За три года до 450 млрд рублей предполагалось использовать в качестве компенсации нагрузки на бизнес, которому предстоит серьезно раскошелиться на социальные фонды. И вдруг выясняется, что этих денег явно не хватит. В свете произведенных расчетов – и в преддверии выборов – говорится о неприемлемости серьезного увеличения акцизов на алкоголь и табак. Говорится не кем-нибудь, а главным кандидатом в президенты. Если суммировать высказанные позиции: бизнесу нужно слишком много, акцизы придется чересчур взвинчивать, народ может не понять.
Что это – предвыборная риторика или поистине трезвый анализ ситуации? Очень хочется верить, что второе. Особенно с поправкой на нашу ментальность и факторы привязки к Таможенному союзу. Вопросы налогообложения в его рамках до сих пор не урегулированы. Согласование акцизной политики проходит с большим трудом. Если цены на российскую и импортную алкогольную продукцию в России резко подскочат, то на наш рынок неизбежно хлынет поток дешевого спиртного из Белоруссии и Казахстана. И законных мер для ограждения пока нет.
Если отталкиваться от статистики, может возникнуть впечатление, что антиалкогольный огород и городить не стоит. Начиная с 2004 года показатель потребления чистого алкоголя на душу населения и так снизился на 26% — с 15 до
К тому же практика показывает: несмотря на провозглашенные ранее драконовские меры, самопальная водка не исчезает. Зато растут взяточные издержки ее производства. А невыполненными программами или несообразными отчетами кого у нас удивишь?