РФ регулярно берётся доказывать, что обладает не только сырьевыми и ракетно-ядерными, но и просто военными мускулами. Первое в доказательствах вроде не нуждается – все федеральные бюджеты строятся, исходя из цен на энергоносители. Мощь стратегической ударной триады подчеркивается периодическими испытаниями ракет и полётами дальней авиации. Но войну нельзя выиграть только флотами, морскими и воздушными. Основная сила любой армии всегда в сухопутной компоненте.
Оперативно-стратегические учения под кодовым наименованием «Центр-2011» начались 19 сентября и развернулись на территории четырёх стран: России, Казахстана, Таджикистана и Киргизии. Несмотря на заявленный в российском генштабе отказ от привлечения больших войсковых группировок, в них участвуют около 12 тысяч военнослужащих и около 1000 единиц боевой техники, в том числе 70 самолетов. Почти в полном составе задействуется Каспийская военная флотилия.
Уже подготовительный этап потребовал немалых усилий. В районы проведения учений прибыли более 60 воинских эшелонов с личным составом, вооружением, военной и специальной техникой. Ряд соединений и частей в полном снаряжении совершили марши автотранспортом до тысячекилометровой протяжённости. На полигонах «Ашулук», «Капустин Яр» в Астраханской области и «Чебаркуль» в Челябинской области оборудовано более 100 окопов и 700 укрытий, полтора километра траншей и ходов сообщения, устроено два километра невзрывных заграждений, а также подготовлено до 100 километров дорог, обеспечивающих войсковые передвижения. Кроме того, на полигонах сооружены шесть насыпных наблюдательных пунктов и столько же посадочных площадок воздушного десанта.
Управление действиями группировок войск ведется из штаба Центрального военного округа в Екатеринбурге. Со всеми пунктами управления в районах учений установлена качественная видеоконференцсвязь. Видеоконференция по закрытым каналам связи постоянно транслируется на широкоформатный мультимедийный комплекс в Центре стратегического управления ЦВО.
Словом, всё «по-взрослому». Но каковы же цели столь масштабных военных приготовлений?
Официальная версия — российская армия и её союзники по ОДКБ отрабатывают комплекс задач, связанных с обеспечением безопасности на центральноазиатском направлении. Например, в ходе учений на Каспии российская военно-морская и сухопутная группировки взаимодействуют с вооружёнными силами Казахстана. Каспийская флотилия ВМФ РФ с казахстанской морской пехотой и береговой охраной моделируют защиту нефтяных разработок и рыбных промыслов.
Развернута коалиционная группировка войск и в Киргизии, но здесь другие акценты. Совместное тактическое учение коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР ОДКБ) озаглавлено «Подготовка и проведение специальной операции по ликвидации незаконных вооружённых формирований». Это, как говорится, «уже теплее».
Существенна очевидная привязка сценария учений к ближневосточным и североафриканским событиям. В руководстве МО РФ не исключают, что войска должны быть готовы к выполнению полицейских функций, подобно нынешним действиям сирийской армии. Не случайно от России участие в манёврах примут оперативные группы МВД, ФСБ, ФСО и МЧС. На полигоне «Чебаркуль» армейские подразделения и части спецназа МВД и ФСБ отработают операцию по «освобождению города от террористов и мятежников». Что стоит за этими формулировками, пояснять не приходится. Добавим лишь, что весь нынешний год в ОДКБ настойчиво проводится линия на обеспечение взаимных гарантий политической безопасности режимов (причём функции главного гаранта участники возлагают на Москву). Основным проводником этого курса выступает Александр Лукашенко, прямо заявляющий о возможности применения коллективных вооружённых сил при внутриполитических кризисах в государствах-участниках ОДКБ. Однако белорусская армия в «Центре-2011» участия не принимает.
Вектор ясен – зашита экономических интересов, противодействие наркотрафику, борьба с терроризмом, готовность к аннигиляции массовых волнений. По итогам манёвров должен быть принят новый боевой устав, по которому российская армия будет готовиться к высокотехнологичным маневренным войнам. Он заменит действующий, основанный ещё на советских нормативах, блокировавших инициативу командиров рот и батальонов. В эпоху массовых армий это было нормально. Сегодня такое положение невозможно – командирам низовых подразделений нужно самостоятельно принимать решения, иначе они опоздают и проиграют бой.
Армии ведущих мировых держав уже давно делают упор на самостоятельность даже не комбата или комроты, а командира взвода и отделения. Схема апробирована англичанами ещё в Фолклендской войне 1982-го: прямая радиосвязь командира подразделения с каждым солдатом. За три десятилетия она усовершенствовалась, отработалась в других других вооружённых конфликтах, наконец дошла до нас. Но для разработки нового устава вряд ли стоило затевать столь масштабное мероприятие, как «Центр-2011».
Это всё лежит на поверхности. Теперь посмотрим, что внутри. В ОДКБ входят семь государств: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Три из них к учениям не подключились. Предположим, Армения и Белоруссия далеки от Центральной Азии. А Узбекистан? Не является ли это воздержание признаком подготовки нового внешнеполитического зигзага Ислама Каримова? Внятного ответа пока нет.
Ещё раз отдельно стоит сказать о Белоруссии. Буквально перед началом манёвров «Центр-2011», в Нижегородской области на главном артиллерийском полигоне вооружённых сил РФ – Гороховецком — в рамках учений «Щит Союза-2011» российские и белорусские подразделения отрабатывали ряд тактических задач. В том числе действия войск против тактических десантов, спецназов и иррегулярных формирований противника в тылу наших войск. Весьма, весьма актуальная тематика… Однако от «Центра-2011» белорусов отключили. Не в отместку ли за активное привлечение китайских инвестиций в ущерб бизнес-интересам российских компаний?
И тут – очень кстати о Китае. Серьёзные военные эксперты сходятся на том, что именно НОАК способна горячим ножом сквозь масло пройти среднеазиатские и казахстанские пространства, через неделю-другую оказавшись на волжских берегах. Так не адресованы ли в конечном счёте нынешние учения нашему могучему юго-восточному соседу?