Вчера во Франции произошла серьёзная авария на атомной станции «Маркуль», где функционирует комплекс по переработке ядерных отходов. Взрыв случился в печи для плавления отходов разной степени радиоактивности. Погиб работник, находившийся в непосредственной близости от оборудования. Четыре человека ранены, один из них получил ожоги расплавленным металлом, его состояние оценивается как тяжёлое. Поступали сообщения о том, что несколько человек оказались заперты в производственном помещении и не в состоянии выбраться оттуда самостоятельно.
По данным французской полиции, вне комплекса уровень радиации удерживается в пределах нормы. Это подтвердил представитель Комиссариата по атомной энергии. Однако спасатели, работающие на месте происшествия, не исключают возможность утечки радиоактивного материала. Между тем, «Маркуль» расположен в 30 километрах от Авиньона и в 80 километрах от средиземноморского побережья.
Опираясь на мнение Комиссариата, власти не стали эвакуировать население. МВД Франции уточнило, что бессмысленна не только эвакуация — работники атомного центра не будут проходить карантин. Облучения пострадавшие не получили, речь идёт только о термических ожогах. Представителям власти ещё настойчивее вторит компания-оператор Électricité de France (EDF). «Происшествие исчерпано», — резюмировало Управление ядерной безопасности Франции.
Первоначально сообщалось, что «Маркуль» не имеет на своей территории ядерных котлов. Однако в открытом доступе несколько иные данные: на объекте имеется несколько заглушённых реакторов. Один функционирующий реактор используется для производства трития и охлаждается водой из Роны.
МАГАТЭ запросило разъяснений у французского правительства. Всестороннего гласного расследования требуют и «зелёные». К предстоящим в будущем году выборам французские экологисты включили в свою программу установку на планомерное свёртывание сети АЭС. Соответственно, политически инцидент сыграл им на руку.
Последствия случившегося, независимо от наличия либо отсутствия радиоактивного выброса, нельзя рассматривать вне контекста охватившей Европу антиядерной истерии. После японской трагедии 11 марта на АЭС «Фукусима» все проекты, связанные с использованием атомной энергии, прекращены в Германии. Следующим членом Евросоюза, отказавшимся от уже развернутых планов в этой сфере, стала Италия. На очереди теперь Франция.
Но здесь случай особый. Одномоментным волевым решением французские атомные программы не закроешь. Невзирая на мощное давление «зеленых», развернуть энергетику Франции спиной к атому не получится: ядерный сектор обеспечивает более 70 процентов потребностей страны в электроэнергии. По всей вероятности, шок-тесты, проводимые на всех 59 французских АЭС должны удовлетворить общественность. Если энергетикам удастся убедительно свести оценки происшедшего к «промышленному инциденту».
Зато реальные бизнес-последствия уже наступили. Акции национального энергетического гиганта EDF упали вчера более чем на 6 процентов. Более того, возможен политический резонанс, меняющий соотношение сил в предвыборный год.
EDF – один из столпов французской экономики. Госкомпания, созданная в 1946 году генералом де Голлем по инициативе министра-коммуниста, особенно рельефно выражает доминирующую во Франции экономическую идеологию дирижизма. Французская атомная энергетика является не только самой масштабной в Европе, но и считалась до последнего времени самой безопасной (одна из постоянно действующих программ ЕDF – массовые экскурсии на АЭС). Французский энергетический бизнес, направляемый государством, ведёт активную внешнеэкономическую экспансию, в том числе и в регионах России. Франция обладает статусом второй после США энергетической державы мира, мощно экспортирует электроэнергию. Причём именно за счёт атомного сектора.
На всём этом базировался престиж и общественное влияние EDF. Её сотрудники имеют привилегированный статус госслужащих, их заработки заметно превосходят оплату работников частных компаний. С позицией EDF традиционно вынуждено считаться любое правительство в Париже. Элитное положение энергетиков делает EDF одной из ипостасей государства. Поэтому проблемы компании вполне могут обернуться подрывом авторитета власти.