Правительство России совершило шаг столь важный, сколь и загадочный. Под утверждения о текущем и тем более грядущем процветании народонаселения оно заказало группе экспертов провести исследование на тему: насколько эффективна государственная социальная политика? Выводы специалистов, оформленные в докладе «Новая модель роста – новая социальная политика», оказались, мягко говоря, нелицеприятными. Главный из них – нынешняя социально-экономическая политика воспроизводит бедность.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 2000 года практически втрое. Но концентрация детей в бедных семьях снижает человеческий потенциал страны. По сути, в России началось воспроизводство социальной страты малоимущих с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности. Ситуация напоминает обстановку в большинстве стран «третьего мира» с их тотальной и, что самое страшное, безысходной люмпенизацией. Эта тенденция носит общемировой характер. Она не обошла и развитые страны, где в мегаполисы вписаны кварталы бедноты, зачастую мультикультуральные, освоившие привычный жизненный круг нищеты, иждивенчества, насилия и грабежа. Пока это локализованные очаги. Но они способны к разрастанию даже в благополучной Европе. Тем более в нынешней России.
Несколько фактов, озвученных в докладе. В 2009 году 6,3 миллиона мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать (в 2000 году таких было 5,9 миллиона). Что это, как не показатель синдрома, только что продемонстрированного в Лондоне, Бирменгеме, Ливерпуле? Только там счёт идёт все-таки на тысячи, пусть десятки тысяч. У нас же, по экспертным подсчётам, носителями субкультуры бедности выступают уже до 5 миллионов человек, причём это без учёта бомжей и нелегальных мигрантов. Уж не говоря о чём-то другом, это готовые батальоны экстремистских движений под командованием вожаков, которые совсем не обязательно выходцы из «спальных» районов…
Некоторые тезисы доклада сформулированы по результатам всероссийской переписи осени прошлого года. Она, в частности, показала, что тенденция к снижению «сектора бедности» — численности россиян живущих на доходы ниже прожиточного минимума, составившего в первом квартале 2011 года 6473 рубля — в 2011 году прервалась. По данным Росстата, за чертой живут 22,9 миллиона человек. Это 16 процентов населения России.
Эти цифры тревожны сами по себе. Но самое печальное здесь – тенденция. Эксперты отмечают, что в будущем развитые страны будут больше конкурировать за людей, за главную производительную силу, чем за природные или финансовые ресурсы. Сейчас же в России сложилась среда, которая не способствует проявлению трудовой и информационной инициативы. Страна попросту растрачивает себя, будучи поставщиком идей и мозгов.
К этим цифрам и выкладкам, далёким от налета сенсационности, можно много чего добавить. Россия удерживает печальное лидерство по уровню умышленных убийств, по относительному количеству заключенных, по темпам роста табакокурения, по подростковому суициду, по количеству абортов и материнской смертности, по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции… Этот список можно, увы, продолжать. Но чем сыпать соль на всем известные раны, лучше подумать, как исправить ситуацию к лучшему.
Впрочем, данные всемирных организаций в принципе подсказывают ответ. Россия занимает 15-е место в мире по числу пользователей Интернета, 21-е — по количеству запатентованных изобретений, 27-е — по качеству образования, 32-е — в экологическом рейтинге, 43-е — по конкурентоспособности, 72-е — по рейтингу расходов государства на человека, 120-е — в мировом рейтинге экономических свобод, 147-е — по степени свободы прессы, 159-е — по уровню политических прав. Вот направления, которым нужно следовать. Шаг за шагом. Благо средства для этого есть, о чем говорят и авторы доклада. Они предлагают менять социально-экономическую ситуацию за счет высокого качества человеческого капитала. Для этого необходимо обновление социальной политики, которая должна поддерживать не только незащищённые группы населения, но и те, что способны к инновациям.
Конечно, на это требуются средства. По мнению экспертов, для изменения социальной политики необходимо увеличение соответствующих бюджетных расходов на 4 процента ВВП к 2020 году. Конечно, звучит несколько туманно. Но российские лидеры не единожды заявляли: «Деньги в стране есть». Да и как им не быть, если Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам природного газа (32 процента), по его добыче и экспорту природного газа (35 процентов), первое место по нефтедобыче и второе по нефтеэкспорту. А есть ещё мировое лидерство по каменному углю, торфу, лесным ресурсам, запасам поваренной и калийной соли, питьевой воды, по разведанным запасам олова, цинка, титана, ниобия, по запасам и производству рудничного и рафинированного никеля, по разведанным запасам железных руд (около 28 процентов), запасам золота, серебра, платины – и этот гораздо более оптимистичный список также можно продолжать. В целом же наша страна занимает твёрдое первое место в мире по величине национального богатства (при любом методе расчёта, как по абсолютной величине, так и на душу населения). Отсюда – и третье место в мире по размерам государственных золотовалютных резервов. Правильно распорядимся этим богатством – перестанем быть 97-ми в мире по доходам на душу населения и 111-ми — по продолжительности жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *