С утра пришли грустные новости с азиатских бирж. Снижением открылись и российские. Индекс РТС рухнул на 7,7%, до 1657,77 пункта — крупнейшее падение с февраля 2009 года. Индекс ММВБ упал за день 5,5%, впервые за 10 месяцев опустившись ниже 1500 пунктов, до 1499,49 пункта. Лихорадка мирового фондового рынка не могла не сказаться на капитализации российского. Биржа РТС озвучивает цифру $972 млрд, что означает потерю $130 млрд меньше чем за неделю.
Сегодняшний день на российском фондовом рынке уже окрещён «чёрным вторником». Эксперты отмечают, что такая ситуация ставит под сомнение выгодность приватизации, запланированной властями РФ. При подобных темпах обвала российские госпредприятия в недалёком будущем пойдут по цене американских придорожных кафе.
Панически выводить активы пока рано. Рейтинг упал только со стороны одного агентства. Вот когда на понижении сойдётся три агентства, действительно станет возможен сильный толчок к обналичиванию инвесторами своих фондовых активов, что напрямую связано с курсом валют. Если инвесторы массово выйдут в кэш, цены на валюты подскочат запредельно. Нельзя забывать, что США потребляют более 20% добываемой в мире нефти, а Россия, поднимает свою экономику за счёт нефтяных цен. Положение сложится самое невыгодное для нашей страны.
Вчера российские индексы к концу торгов показывали минимальные значения октября-декабря 2010 года. Большинство же азиатских биржевых индикаторов упали до годового минимума. Торговые площадки США тоже ушли в минус. Однако за счёт растущего курса доллара американским госбумагам обвал не грозит, чего нельзя сказать про наши — российский рубль ещё вчера уверенно пошёл вниз по отношению к обеим главенствующим валютам, доллару и евро. Аналитики-теоретики винят общую спекулятивную модель экономики. Более практичные прогнозисты полагают, что исправить ситуацию может денежная эмиссия. Лекарство из тех, что как минимум не всегда лучше болезни.
Вслед за США снижение рейтинга ожидает ряд европейских стран, начиная с Бельгии и Испании. Ни заявления министров финансов, ни скупка Европейским Центральным банком испанских и итальянских гособлигаций не смогли остановить стремительное падение фондовых индексов, пошедшее с прошлой недели. Обвал рынка привёл к сокращению суммарной капитализации мировых компаний примерно на $5,5 трлн с 26 июля.
Тем временем цена на золото перешла порог в $1700 долларов за унцию. У отечественных инвесторов есть небольшой шанс немного выровнять ситуацию в собственной стране, где достаточно золотодобывающих предприятий. В тоже время российские власти стараются успокоить население и не рекомендуют скупать валюту (тем более, что перед глазами пример белорусских соседей). Председатель думского комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров вообще заявил, что ситуация в США лишь укрепит рубль и увеличит его оборот внутри страны: «Российским гражданам к этому нужно относиться спокойно. Это вопрос геополитики и большой экономики. На рубле это сказываться сильно не будет. Скакать из рубля в доллар смысла особого нет. Это все равно взаимосвязанные институционные инструменты. Рубль очень сильно привязан к американской и европейской валютам, к экономическим системам». Ситуация позитивна для экономики нашей страны, уверяет Фёдоров, призывая укреплять государственность и власть. Как же без этого…
Выходом для россиян действительно может стать золото. Особенно акции российских золотодобывающих компаний. Так, сейчас в офисах Банка Москвы зафиксирован рекордный спрос на монеты и слитки из драгметаллов. Наиболее привлекательными для инвестиций россияне считают золотые монеты, несмотря на взлёт цен. Во многом это объясняется чисто психологическим фактором – бумажки есть бумажки, а по-настоящему ценно то, что в руках весомо. Можно ожидать ажиотажного спроса и подорожания ювелирных изделий. Вроде 1991 года, когда буквально за пару недель очистились прилавки ювелирных магазинов.
Синхронно с дорожанием золота дешевеют медь и нефть. По нефти успел высказаться председатель Счётной палаты РФ Сергей Степашин. Он уверен, что падение нефтяных цен никак не отразится на федеральном бюджете России: «Наш бюджет выдержит цену в 75 долларов за баррель». Сообщил об этом Степашин, находясь в Санкт-Петербурге на дамбе. Из сердца столь масштабного проекта не видно никакого кризиса.