Завершённая американским спецназом история Осамы бен Ладена – моджахеда, боевика, террориста, антикоммунистического союзника Америки и её же смертного врага – достаточно широко известна, чтобы повторять заново. Но есть в ней и другой аспект. Бен Ладен был не просто богат. Он являлся заметным игроком мирового рынка. Поэтому стоит задуматься, как скажется его гибель на мировой экономике. Насколько выпадение одного из элементов глобального терроризма (де)стабилизирует глобальное хозяйство.
53-летний Осама был 17-м из 52-х детей ныне покойного Мухаммеда бен Ладена. Его отец, выходец из Йемена (беднейшей из арабских стран), перебрался в Саудовскую Аравию, где показал типичную историю «американской мечты». В 1931 году его отец создал компанию Saudi Binladin Group. Система разрасталась по мере того, как развивалось само королевство Саудитов. Разбогатев, семья Осамы достигла столь высокого положения при монаршем дворе, что именно ей был доверен ремонт священных мечетей в Мекке и Медине. Сейчас Saudi Binladin Group строит в Дубае самый высокий отель мира – 577-метровый 76-этажный Makkah Clock Royal Tower.
Холдинг имеет десятки филиалов и дочерних фирм в США, Азии и Европе. Эти структуры занимаются строительством, нефтебизнесом, химпромом, телекоммуникациями. Капитал системы превышает $5 млрд, из которых около $300 млн составляла доля Осамы. К тому же, он получал проценты со строительных подрядов своей семьи. Бен Ладену также принадлежали суданская строительная компания «Аль-Хиджра», контрольный пакет акций исламского банка «Аш-Шамаль». Плюс к этому он владел инвестиционным концерном Taba, а через подставных лиц контролировал коммерческую сеть в Кении и промышленный конгломерат на исторической родине в Йемене. Всё это, разумеется, было поставлено на службу фундаменталистскому террору.
Пока радуется в первую очередь Америка. Помимо морального удовлетворения, налицо позитивная для США динамика ситуации на топливных рынках. Цена на нефть тут же ощутимо понизилась, биржевые котировки доллара, соответственно, поднялись. Таким образом, уничтожение главаря «Аль-Каиды» – уже казалось, неуловимого, как ковбой Джо – стало победой не только американской военной машины, но и американской экономики.
Ярко выступило российское внешнеполитическое ведомство, приветствовавшее ликвидацию бен Ладена. Здесь также немаловажен экономический фактор. Точнее, военно-экономический. О том, что террористическое подполье на Северном Кавказе финансируется «империей бен Ладена», говорилось бессчётное количество раз. Остаётся оценить, как скажется смерть Осамы на активности боевиков.
Что касается остального мира, то он пребывает в некоем раздумье. Или вырабатывает осознанную позицию, или не верит, что устранение террориста, пусть самого известного, может как-то сказаться на посткризисном балансировании. Тем более что и англичане, и немцы, и французы, и испанцы уже знают, что в целом влияние терроризма на экономику достаточно локально. Даже пиратский беспредел у побережья Сомали не сильно сказывается на судоходстве в этом регионе. Что уж говорить о взорванных кафе и автомобилях, хозяева которых обязательно получат положенную страховку.
Отдельный вопрос – ситуация на тех рынках, где непосредственно оперируют структуры клана бен Ладенов. Наблюдатели сходятся на том, что конец Осамы не повлияет серьёзно ни на одно из направлений, в которых он преуспел – будь то строительство, нефтехимпром, инвестиции, фармацевтика или сотовая связь. Его личное состояние унаследуется по мусульманскому праву и законам Саудовской Аравии (хотя с 1991 года он находился в конфликте с королевскими властями, а с 1994-го лишён саудовского гражданства).
Террористическая же сеть, по всей вероятности, понесёт большие убытки. Не зря йеменское подразделение «Аль-Каиды» уже квалифицировало потерю вождя как катастрофу и инициировало срочный «сходняк» для экстренного «мозгового штурма». Бизнес бен Ладенов продолжится. Но он явно выйдет – во всяком случае, в существенной степени – из раскладов «Объединённого исламского халифата», в который, по замыслу Осамы, уже в нынешнем столетии должны были войти полсотни стран Азии, Африки и Европы.