Похоже, тема борьбы с коррупцией стала столь горяча, что власть и созданные ею «общественные» структуры дозрели до реализации старого комсомольского лозунга: «Если с чем-то невозможно справиться, это надо возглавить!» Субботнее действо «Наших» проходило по накатанной схеме.
«Зелёный свет» со стороны московских властей. Никаких препятствий в согласовании акции. Перекрытие проспекта Академика Сахарова – не самой, конечно, важной транспортной магистрали столицы, но и не глухого тупика. Более пятисот автобусов, свозящих участников из близлежащих регионов. Обязательный концерт в конце. И т.д. При режиме наибольшего благоприятствования собрать 52 тысячи участников (официальные данные ГУВД Москвы) проблемы не составляло.
Интересны объяснения пресс-секретаря «Наших» Кристины Потупчик об источниках средств на проведение акции. Цифра не разглашается, хотя она, очевидно, немалая: на одни только белые фартуки можно представить, сколько ушло. Наверное, она вполне искренне говорила, что ни копейки государственных средств истрачено не было, деньги давали «патриотически настроенные предприниматели». У нас любой предприниматель, даже и не очень патриотический, даст денег и ещё приплатит – важно лишь, кто просит. Просьбы «правильных» людей и структур проходят по разряду предложений, от которых нельзя отказаться. То, что подобные «пожертвования» сами по себе если и не прямая коррупция, то непосредственно к ней примыкают, в голову руководству «Наших», конечно же, не приходит.
Это одна из серьёзных проблем антикоррупционной политики в России. Она очень затруднена тем, что многие коррупционные действия не осознаются совершающими их как коррупция. Считаются в порядке вещей.
Не проявили «Наши» особой креативности и в анонсах последующих шагов. Все они отмечены печатью имитации. Создать антикоррупционный комитет – как будто уже нет Национального антикоррупционного комитета, возглавляемого Кириллом Кабановым. Завести сайт «Белые фартуки» и сообщать там обо всех выявленных фактах коррупции – а то у нас таких сайтов нет. «Не будем забывать про общественный контроль за системой государственных закупок», – заявил координатор проекта, по совместительству директор лагеря «Селигер» Илья Костунов. Привет господину Навальному! Ну, и так далее.
Особое внимание обещано уделять «Сколкову», Олимпиаде–2014, строительству дорог… Тонкий расчёт на то, что негоже будет приличному человеку выглядеть подпевалой «Наших»? Попытка монополизировать и обезвредить действительно чувствительные темы?
Все 2000-е годы оба наших лидера много говорили о наведении порядка и борьбе с коррупцией. Время от времени возбуждались более или менее громкие дела. Однако коррупция по сравнению с «лихими девяностыми» выросла в разы. Причём не только в абсолютных цифрах, что можно было бы списать на общий экономический рост. В относительных тоже – в сопоставлении с объёмом ВВП или расходной частью федерального бюджета. Естественно, измерение коррупции – дело даже более тонкое, чем Восток. Методы здесь возможны только косвенные . Ведь это только настоящие коммунисты должны были платить членские взносы со взяток. Предъявить такое требование настоящим «единороссам» в голову не придёт, благо и партвзносов у них нет.
Объём коррупционного рынка в России, по достаточно осторожным оценкам, уже превзошёл примерно вдвое расходную часть федерального бюджета. И это без учета таких явлений, как установление контроля различными группами бюрократии над финансовыми потоками формально не принадлежащих этим группам компаний. И уж тем более сюда не входит пресловутый административный ресурс – как раз тот случай, когда коррупция, причём один из самых опасных и разрушительных её видов, не воспринимается как коррупция.
По сути именно этот фактор более всего тормозит и угнетает экономическое развитие. Он куда страшнее, чем относительно невысокие в России налоги. И куда сильнее искажает экономические процессы, чем любое легальное государственное вмешательство. Даже избыточное – закон всё же более или менее одинаков для всех, коррупция по определению избирательна.
Показательно, что при принятии антикоррупционных планов и законов старательно обходятся наиболее действенные меры. Так, при ратификации антикоррупционной конвенции ООН изъятие было сделано для статьи 20, касающейся презумпции незаконного обогащения для лиц, занимающих публичные должности (то есть для политиков, чиновников, менеджеров государственных предприятий). Суть её очень проста: если не можете доказать законность своих доходов или приобретения имущества, они считаются незаконными. При выявлении такого факта вы как минимум расстанетесь со своим постом. И презумпция невиновности, на которую любят ссылаться противники подобной нормы, здесь не причём – она основывается на общепринятых подходах гражданского права.

И при пристальном взгляде на ситуацию борьба властей и прокремлёвской молодежи с коррупцией все больше напоминает старый анекдот про алкоголика: «Пьянству – бой!» – сказал он и ударил себя по лицу». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *