«Оппозиция лишила правительство условий, при которых можно управлять страной», — сказал премьер-министр Португалии Жозе Сократеш. В связи с этим кабинет министров подал президенту Анибалу Каваку Силве заявление об отставке. Сильный ход, что и говорить. Главное, более чем своевременный.

Решению социалистического лидера и его правительства предшествовало голосование в португальском парламенте, именуемом Ассамблея республики. Правительство Сократеша представило антикризисный пакет. В целом он сводился к безоглядному урезанию государственных расходов и экстренному наполнению бюджета. В общем и целом предусматривалось усечь «социалку» на сумму, эквивалентную 4,5% португальского ВВП. Это означало бы ощутимые, в сотни евро на человека, потери в зарплатах и пенсиях. Налоги же, наоборот, планировалось повысить – дабы бюджетный дефицит не вышел за 3%-ную отметку, установленную в Евсросоюзе специальным пактом о стабильности.

Антикризисный план был провален в парламенте. Его поддержали только депутаты-социалисты. Против же выступила разношёрстная коалиция – из тех, что формируются не на общности идей, а на общности противника. Либерально-монетаристские установки правительства совместно заблокировали Социал-демократическая партия (так в Португалии почему-то называют себя правые либералы), Социально-демократический центр/Народная партия (так замысловато именуются португальские правые консерваторы), Левый блок (троцкистско-маоистская организация) и «Демократическое единство» (альянс коммунистов и «зелёных»).

Парадоксальна не только оппозиционная коалиция. Которую, что любопытно, фактически возглавляет глава государства – член Социал-демократической партии (не забудем – реально либеральной) Анибал Каваку Силва. Парадоксально и то, что либеральную программу выдвигало правительство Социалистической партии, которая в Португалии представляет собой реальную социал-демократию. Итак: социал-демократы предлагают либеральные меры, которые в парламенте заваливают прежде всего либералы и примкнувшие к ним консерваторы вкупе с коммунистами… Неудивительно, что премьер-министр позавчера демонстративно ушёл с парламентского заседания, не дождавшись ни конца дебатов, ни итогового голосования.

Вообще-то парламентское отвержение программы не обязывало кабинет к отставке. Однако Сократеш заранее предупредил, что уйдёт, если не получит поддержки. При этом он знал, что поддержка исключена. Ситуация в Португалии настолько сложна, что уход правительства выглядит не столько благородным шагом последовательных демократов, сколько росписью в бессилии.

Страна не просто относится к евроргруппе «проблемных», наряду с Грецией, Испанией, Италией, Ирландией. Острота финансового кризиса в Португалии сравнима разве что с Грецией. Государство на всех порах движется к дефолту. Идут вразнос котировки португальских ценных бумаг. Растёт бюджетный дефицит. Парламент, отражая общественные настроения, блокирует стабилизационную программу во многом потому, что она исходит от непопулярного правительства, солидаризироваться с которым пагубно для политической репутации. Картина напоминает июль 1998 года в России — с той разницей, что российские правительства сами не уходят. И ещё с той, что португальские официальные лица несколько раз выступали с заявлениями о «преодолении рецессии» и об отсутствии нужды во внешних заимствованиях.

Осенью два крупнейших профсоюза –прокоммунистический Интерсиндикал и левоцентристский Всеобщий союз трудящихся – провели общенациональную забастовку. Забастовщики протестовали против анонсированных уже тогда мер финансовой экономии, вынесенных теперь правительством на суд парламента. Закрылись госучреждения, парализовался транспорт. Впрочем, Сократеш проявил тогда спокойствие, поскольку забастовка охватила по большей части бюджетников, тогда как частный сектор слабо откликнулся на профсоюзные призывы. Да и главная оппозиционная партия – возглавляемая президентом Каваку Силвой СДП – ещё поддерживала правительство в части антикризисной политики. Не то стало теперь.

Кабинет Сократеша остаётся в статусе временно исполняющего правительственные обязанности. Он и представляет сейчас Португалию на брюссельском саммите Евросоюза – добавляя колорита в финансовую интригу еврозоны. Государственный долг Португалии, составляющий сейчас более 82% ВВП, к концу года прогнозируется без малого в 88%. Уже в апреле предстоит выплата 4,23 млрд евро, еще 5 млрд евро придётся платить в июне. Теперь на экономический кризис накладывается правительственно-политический. Но правительство Сократеша до последнего момента отказывалось просить европейских субсидий. Видимо, в ожидании, пока евроструктуры, опасаясь общего обвала евро, спровоцированного с заданного края континента, начнут сами «навязывать» помощь. Это и начинается в Брюсселе. «Объём помощи может составить от 50 до 100 миллиардов евро. Зона евро готова вмешаться, если Португалия обратится с таким запросом», — прозвучало вчера в кулуарах саммита.

Начаты консультации по формированию нового правительства. Если они не дадут результата, в мае предстоят досрочные парламентские выборы. По всей вероятности, победит на них праволиберальная СДП, возможно, в союзе с правоконсервативной СДЦ/НП. Но уже понятно, что антикризисная программа либералов и консерваторов не будет принципиально отличаться от таковой социалистов. Финансово-экономические условия объективны, коридоры возможностей узки. Остаётся надеяться, что будущее правительство найдёт иной выход, нежели, подобно СП, просто шагнуть на выход. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *