Президент США предлагает заставить крупнейшие банки страны изменить условия ипотечного кредитования. Угроза обращена прежде всего к пяти крупнейшим кредиторам – Bank of America, JP Morgan Chase, Citigroup, Wells Fargo и Ally Financial. В совокупности они выдали около 60% всех кредитов на приобретение жилья. И теперь могут потерять $30 млрд.
Именно кризис ипотечной задолженности, начавшийся ещё в 2007 году, оказался предвестником и спусковым механизмом мирового финансового кризиса, переросшего в кризис общеэкономический. В целом спад постепенно сменяется умеренным оживлением. Но в американской жилищной сфере ситуация остаётся весьма тревожной.
Минувший год оказался рекордным по количеству объектов недвижимости, перешедших в собственность банков и кредитных агентств из-за неспособности должников расплатиться с ипотечными кредитами. Речь идет об 1,05 млн объектов. 2,9 млн американцев получили уведомления кредиторов о предстоящем изъятии жилья. Недвижимость переходит к кредитору и уходит с аукциона.
Февраль 2011 года продемонстрировал и крупнейшее за 27 лет падение количества новостроек: на 22,5% по сравнению с январём, на 20,8% по сравнению с февралём 2010-го. Между тем строительство принадлежит к отраслям, обладающим высоким эффектом мультипликатора — стимулирующим рост в цепочке смежных секторов и в экономике в целом.
Предлагаемые Бараком Обамой меры сводятся к замораживанию ставок по ипотечным кредитам и введению моратория на изъятие жилья у несостоятельных должников. В целом они выдержаны в той же логике, что применялась с начала кризиса. Ещё в 2008 году замораживались процентные ставки, чтобы размер ежемесячных взносов по кредитам оставался неизменным. Часть выплат со стороны менее обеспеченных слоёв государство взяло на себя. Были изменены некоторые нормы, связанные с банкротством физических лиц. Ранее, по обычной процедуре, остаток долга по кредиту банк получал из федерального резервного фонда, а уже государство взыскивало эту сумму с должника. Но администрация отказалась от преследования должников, если банкротство являлось следствием ипотечного кризиса.
В начале 2009 года был предложен план стимулирования рынка недвижимости и ипотечного кредитования. Он предусматривал несколько основных мер: дальнейшее понижение ставок по кредитам (в тот момент 5,17% на срок до 30 лет и 4,92% на срок 15 лет) и повышение доступности ипотеки. Предлагалась помощь при рефинансировании кредитов гражданам, приобретшим жильё до снижения цен на недвижимость (в результате стоимость недвижимости перестала обеспечивать кредит). План включал и прямое субсидирование неплатежеспособных заёмщиков, выплаты которых по кредитам превышали половину дохода. Под действие программ помощи попадало порядка 8 млн домохозяйств. Помимо прочего, все эти меры должны были притормозить падение стоимости жилья.
Предлагаемое теперь выглядит очевидным продолжением прежней политики. Что само по себе свидетельствует о сохраняющейся неустойчивости. Несомненен и социально-политический аспект: миллионы избирателей никак не будут лишними в приближающейся президентской кампании.
Предложения Обамы содержат и «воспитательный» момент. Это своеобразное наказание банкам-кредиторам за небрежность при оформлении и обслуживании кредитов, халтурную проверку документов, нарушения прав в заёмщиков. Во всех 50 штатах прошлогодние прокурорские расследования выявили подобные факты.
Реализовать эти инициативы будет сложно. Далеко не все соответствующие прерогативы находится в ведении федеральной администрации. Запутаны отношения федеральных ведомств, вовлечённых в процесс. Не ясно, каким должно быть участие крупнейших агентств недвижимости – знаменитых «инициаторов кризиса» Fannie Mae и Freddie Mac. На их привлечении настаивают банки. Но Федеральное агентство по финансированию жилья возражает, ссылаясь на необходимость минимизировать убытки налогоплательщиков. Довод характерен, репутация этих структур, что называется, обязывает…
При этом многие эксперты считают главной причиной роста ипотечной задолженности и ипотечных банкротств высокий уровень безработицы, варьирующийся близ 10%-ной отметки. Ясно, что кардинальное решение проблемы невозможно без ускорения экономического роста.
Неоднозначны и политические последствия инициатив Барака Обамы. Группы-«благоприобретатели» их, конечно, поддержат. Но столь же предсказуема и реакция миллионов консервативных rednecks, без того раздражённых «вашингтонскими бюрократами, что покровительствуют бездельникам». Парадоксально, но в этом вопросе типичные избиратели республиканцев сомкнутся с частью продвинутых интеллектуалов.