Неожиданное посещение президентом России североосетинского Владикавказа обернулось ещё более неожиданными для места и времени заявлениями. На срочном заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) прозвучали оценки, можно сказать, общеисторического характера.
Руководители спецслужб, силовые министры, главы северокавказских республик и региональные силовики первыми услышали от Дмитрия Медведева официальную оценку североафриканских и ближневосточных событий. Глава государства в целом осудил революции в арабских странах. Распады государств, торжество фанатичных экстремистов – такие перспективы прежде всего усматривает в происходящем нынешнее руководство РФ.
«Посмотрите на ситуацию, которая сложилась на Ближнем Востоке и в арабском мире, — призвал Медведев. – Она тяжелейшая. Речь может пойти о дезинтеграции больших густонаселенных государств на мелкие осколки. Вполне вероятно, что произойдут сложные события, включая приход фанатиков к власти. Это будет означать пожары на десятилетия и распространение экстремизма. Надо смотреть правде в глаза».
Столь однозначная характеристика положения не была отвлечённой. «Такой сценарий они и раньше готовили для нас, а тем более они сейчас будут пытаться его осуществлять», — продолжал президент РФ. Кто «они» — вопрос отдельный, но особых уточнений и не требовалось в свете недавних выступлений влиятельнейшего лидера американской республиканской оппозиции сенатора Джона Маккейна. Тогда российским властям рекомендовалось учитывать возможность «всего лишь» египетского сценария. Ливийский кровавый кошмар был ещё впереди.
Вообще-то совещание НАК было спровоцировано ситуацией в Кабардино-Балкарии, резко обострившейся в последние дни. Президент потребовал от спецслужб уничтожать боевиков-террористов — «этих выродков, не церемонящихся с женщинами и детьми». Он дал понять, что спрос за сбои в системах антитеррористической безопасности будет ужесточён, что наглядно продемонстрировано серией увольнений после январского теракта в Домодедово. Прозвучали слова о взаимодействии государственных правоохранительных органов с частными охранными структурами, поскольку «к каждому зданию милиционера не приставишь». И вообще – «не спать на посту», всем руководителям показывать личный пример бдительности на объектах…
Антитеррористическая тема также сомкнулась с международно-политической. Полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин сообщил, что «люди видят» в криминально-террористических проявлениях и бандитов, и радикальных экстремистов, и даже американо-турецкий заговор. «Все эти определения имеют право на существование, в том числе с иностранным элементом, — тут же отреагировал президент. — Я не буду указывать никакую страну, но целый ряд государств вполне сопричастен к терроризму». Столь откровенного воспроизведения теорий мирового заговора от Дмитрия Медведева ещё не приходилось слышать. Впрочем, с другой стороны, понятие «государств, сопричастных к терроризму, изобретено отнюдь не им. Именно это обвинение выдвигалось против Саддама Хусейна и особенно против Муамара Каддафи. Надвигающееся свержение которого, как выяснилось, беспокоит президента.
Итак, руководство РФ солидаризировалось с арабскими диктаторскими режимами – надо полагать, и теми, что уже пали, и теми, что ещё отбиваются. Позиционирование чёткое. Особенно в свете наблюдаемого в северокавказских терактах «иностранного элемента» и ожиданий, как «они будут осуществлять сценарий».