21 октября на месте предполагаемого строительства «Охта центра» прошло расширенное заседание Консультационного совета при ИИМК РАН, которое подвело предварительные итоги археологических раскопок на территории Охтинского мыса. Участники заседания – среди которых присутствовали и оппоненты проекта – высоко оценили организацию и результаты проводимых раскопок, ставших возможными благодаря финансированию ОДЦ «Охта».
Археологи и геологи не ограничились одними докладами и начали с подробной экскурсии по месту раскопок. Экспертам и журналистам показали основные крупные раскопы и подробно рассказали о полученных результатах: геологической истории Охтинского мыса, обнаруженных находках от неолита до Нового времени. В качестве наглядного результата работы археологов гости площадки смогли увидеть деревянные приспособления для ловли рыбы, использовавшиеся древними людьми. Потом, уже в лаборатории, участникам заседания были продемонстрированы более поздние находки: русские и шведские монеты, украшения, пули и даже золотой перстень.
По словам Натальи Соловьёвой, руководителя группы охранной археологии Института истории материальной культуры РАН, возглавляющей раскопки, большая часть археологических работ на территории Охтинского мыса по договору от 6 марта 2010 года сейчас близится к завершению. Г-жа Соловьёва с гордостью рассказывала о том, сколь многого удалось достичь учёным в весьма сжатые сроки. «Почему нам удалось так много и так быстро сделать? У нас очень мощное техническое оснащение. Институтом закуплено 12 тахеометров: это позволяло нам практически в каждом раскопе иметь свой тахеометр, своего тахеометриста и чертёжника. Чертёжниками постоянно используются 60 ноутбуков – это всё благодаря этому договору с ОДЦ «Охта», — рассказала она. — Была создана целая команда специально обученных людей. Это практически новая профессия: чертёжник-археолог, тахеометрист, автокадчик и художник в одном лице. Они сэкономили нам основную массу времени».
В результате исследований была получена важнейшая информация о самых разных периодах развития территории Охтинского мыса. Оценивая результаты работы, участники заседания особо подчёркивали её большой объём и при этом высочайшее качество. «Я хочу поблагодарить коллектив ИИМК РАНза блестяще выполненную работу. Для Петербурга это что-то уникальное, – сказал главный специалист КГИОП Правительства Санкт-Петербурга Константин Плоткин. — Ничего подобного в петербургской археологии я раньше не встречал. Самое главное, что я доложу руководству КГИОП по итогам сегодняшнего совета – на территории Охтинского мыса, в «красных линиях» строящегося здания, не осталось участков, не подвергавшихся раскопкам».
Другие эксперты называли проведённое исследование самым технологичным из всех известных им «новостроечных» археологических исследований. Недостатками такого рода проектов часто становятся «имитация» работ, когда раскопки сводятся к разметке земли на квадраты, неправильная атрибуция объектов, когда, к примеру, поле называется «поселением», а также низкая технология работ: плохое устройство дренажа и укрытия, грязь и вода в раскопе. В данном исследовании археологи сумели избежать всех трёх этих недостатков, сохранив высокий, современный уровень исследования. Тем большую ценность представляют полученные результаты и тем важнее распространить полученный опыт на другие археологические исследования по всей России.
Ведущий научный сотрудник ИИМК РАН Сергей Белецкий отметил высокое техническое оснащение проекта и хорошую работу команды. «Я потрясён тем, как работала команда и её техническим обеспечением, – заявил он. – Что касается находок, там есть просто уникальные вещи».
Анатолий Кирпичников, заведующий отделом славянско-финской археологии ИИМК РАН, поздравил коллег с успешным завершением работ. Отметив, что раскопки проведены очень квалифицированно, он сказал, что эта работа стала своеобразной школой для всего коллектива исследователей. По его словам, люди работали очень слаженно, и исследователи не знают другого такого прецедента, тем более в пределах города.
Г-н Кирпичников подчеркнул огромную историческую ценность находок: «Мы не знали, что это многослойный памятник, что здесь не меньше пяти разных культурных пластов, начиная со времён Новгородского государства», — утверждал он.