«Я обращусь в Европейский суд по правам человека!» — часто заявляют россияне, если решение российского суда принято не в их пользу. В результате Европейский суд перегружен делами, которые вполне могли бы быть решены на национальном уровне. Является ли он пугалом для российских чиновников или реальным способом отстоять свои права? Эти и другие проблемы обсуждали 28 сентября в Пушкине на круглом столе Уполномоченных по правам человека РФ и в субъектах РФ.

Первую сессию круглого стола открыли президент Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического фонда «Стратегия» Александр Сунгуров, представитель Генерального директората по правам человека и правовым отношениям совета Европы Маркус Егер и Уполномоченный по правам человека в Самарской области, сопредседатель Координационного совета уполномоченных по правам человека в РФ Ирина Скупова. Основной темой первой сессии было обсуждение развития российского законодательства  в соответствии с пересмотренной Европейской Социальной Хартией, которую Россия ратифицировала год назад. Уполномоченные по правам человека различных регионов страны обсуждали основные проблемы, противоречащие принятым обязательствам.

В дискуссии участвовала Уполномоченный по правам человека Саратовской области Нина Лукашова. Она упомянула, что Россия – 41-е государство совета Европы, ратифицировавшее Единую Социальную Хартию. При этом важно отметить, что Россия осуществила принятие Хартии не полностью: из 9 обязательных статей наша страна подписала только 6.

Основные проблемы с законодательством по правам человека в России лежат в сфере трудовых отношений. «Наши основные цели и обязательства — поддерживать как можно более высокий и стабильный уровень занятости», — подчеркнула Нина Лукашова. Тем не менее, финансовые ресурсы государства сейчас не позволяют бороться с безработицей на должном уровне. Группы населения, минимально защищенные от безработицы – это лица без определенного места жительства и студенты, только что покинувшие учебное заведение. Отдельная группа проблем связана с трудоустройством инвалидов, защитой детей и детского труда, защитой семьи и социальным обеспечением пожилых людей.

Российские участники дискуссии привычно жаловались на отсутствие федерального финансирования, препятствующее защите прав человека в регионах. По словам Уполномоченного по правам человека в республике Коми Завьяловой, регион может принять сколько угодно законов, но если денег из федерального бюджета не выделят, это крайне ограничит возможности по продвижению принципов Европейской Социальной Хартии. Та же самая проблема обсуждалась и позже, когда участники подняли вопрос о проблеме неисполнения решений Европейского суда по правам человека.

Вторая сессия круглого стола была посвящена сотрудничеству России с Советом Европы и более подробному рассмотрению содержания Европейской Социальной Хартии. Йарна Петман, член Европейского комитета по социальным правам СЕ, подробно рассказала о процессе и институтом мониторинга соблюдения социальных прав, предусмотренных Хартией. По её словам, любое европейское государство может принять минимум шесть из девяти обязательных статей Хартии. Только четыре государства приняли все девять статей: Дания, Франция, Португалия и Нидерланды, но даже там существует ряд ограничений для исполнения принятых обязательств.

Россия пока приняла только шесть статей: необходимый минимум. Отношение к этому в Европе двоякое. Оптимисты, к которым относится и г-жа Петман, считают, что далеко не все государства готовы сразу принять на себя весь объём обязательств по соблюдению социальных прав. Тем не менее, шесть принятых статей означает, что сама культура соблюдения прав человека в нашей стране активно развивается. Пессимисты, в свою очередь, уверены, что Россия принимает необходимый минимум обязательств и брать больше не намерена.

Государства, ратифицировавшие Европейскую Социальную Хартию, обязаны регулярно отчитываться по поводу текущей ситуации в области прав человека. России такой отчёт на тему «Занятость, обучение, равные возможности» предстоит в октябре 2011 года.

Важно, что представители России на круглом столе говорили: Россия приняла те статьи Хартии, которые соответствуют законодательству страны. Позиция гостей из Европы несколько иная: законодательство страны должно соответствовать Хартии. Противоречие прошло незамеченным, тем не менее, возможно, именно в этом состоит одно из препятствий, мешающих России принять Европейскую Социальную Хартию полностью.

 Третья и четвёртая сессии были посвящены взаимодействию России с Европейским судом по правам человека. Участники вернулись к проблеме неисполнения судебных решений и упомянули, что 40% обращений в Европейский суд – жалобы на то, что решения российских судов не исполняются. В самом же Европейском суде дела рассматриваются крайне медленно. Он завален делами: граждане часто забывают о том, что в Европейском суде решаются те проблемы, которые невозможно решить на государственном уровне, и превращают эту инстанцию в «пугало для чиновников».

Проблема соблюдения прав человека тесно связана с другими социальными проблемами современной Европы. Права человека не надо идеализировать, это не панацея от всех бед. Более того: в кулуарах конференции российские участники говорили, что обеспечить их соблюдение полностью сейчас невозможно ни в одном государстве, это приведёт к тяжёлым социальным потрясениям. На вопрос о том, не являются ли все разговоры о правах человека фикцией, журналисту «В кризис.ру» ответили, что эти обсуждения – просто планы на весьма удалённую перспективу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *