Город настолько спешил построить «Измайловскую перспективу, что «забыл» о 400 тысячах захоронений на территории будущего нового района. Теперь уникальный проект находится в весьма странном положении: могил вроде нет, но если при строительстве на извлекаемые кости застройщик не будет обращать внимание – его ждет уголовная ответственность. 

Перспективы

Проект «Измайловской перспективы» родился весьма давно. О проведении параллели Московскому (а тогда Международному проспекту) разговор пошел впервые в 1936 году. Потом регулярно об этом «разгрузчике» основной трассы вспоминали в каждом генплане, и даже был построен Новоизмайловский проспект, но вот с Измайловским он так состыкован и не был: этому помешали территории за Варшавским вокзалом. Острую необходимость заняться этим проектом город почувствовал в конце 90-х годов, когда увеличивающееся количество автомобилей заставило Московский проспект стоять большую часть дня сплошной пробкой. В то же время стало ясно и то, что есть больше количество людей, желающих купить квартиры, но не хотящих селиться в спальных районах, а в центре на всех места не хватало. Тогда и появился проект развития «депрессивных территорий», большая часть которых весьма удачно располагалась в промышленном поясе за Обводным каналом.

Концепция «Измайловской перспективы», район воплощения которой ограничен Московским проспектом, Обводным каналом, Благодатной улицей и полосой отвода Октябрьской железной дороги, может сравниться по масштабам с небольшим поселком: общая площадь проекта — 476 га. Город владел здесь около 100 га, военные занимали 38 га, 55 га принадлежит РАО РЖД, но так как одним из инвесторов выступает дочка РЖД, ЗАО «Желдорипотека», то проблем с этим нет. Другой инвестор строительства — холдинг «Адамант», который намеревался построить за вокзалом торгово-развлекательный комплекс. («Адамант» владеет сегодня в Петербурге крупнейшей сетью из 20 современных торгово-развлекательных комплексов общей площадью более 740 тыс. кв.м.). Так же предполагалось, что одним из инвесторов может стать и сам генеральный заказчик проекта ОАО «Измайловская перспектива», 70% акций которого на тот момент принадлежали ООО «Стройград», 20% — КУГИ СПб и 10% — ООО «Лентрансгаз».

Еще одна проблема в строительстве «Перспективы» в том, что часть земли до сих пор принадлежит различным собственникам.

В 2008-ом году Градсовет Петербурга одобрил объемно-пространственное решение «Измайловской перспективы», несмотря на то, что ее 140-метровые высотки должны были быть видны из многих мест исторического центра, в том числе от Петропавловской крепости, Казанского собора и Исаакиевской площади. Но члены Градсовета постановили, что шпили небоскребов будут не сильно выделяться на уровне основной застройки.

Рецензентом проекта выступала академик Татьяна Славина, чье имя известно по множеству положительных экспертиз по спорным проектам.

Чиновники подчеркивали, что цель концепции – сначала решение транспортной проблемы Обводного канала, а в последствии превращение его в градообразующую ось, подобную Фонтанке или Мойке. Цели, безусловно, благие, и более того, весьма необходимые для Петербурга. Но этими благими целями оказалась вымощена очень нехорошая дорога.

Могилы

Весьма скоро начались проблемы: Митрофаньевский союз, общественная организация, выступающая за сохранение исторических петербургских некрополей: Митрофаниевского Православного, Митрофаниевского Лютеранского (Финского), Громовского Старообрядческого и Тентелевского Лютеранского кладбищ, которые как раз находятся на территории «Измайловской перспективы», выступили с протестом против застройки. Поддержала их и Громовская старообрядческая община.

Как заявил «В кризис.ру» заместитель председателя Митрофаньевского союза Николай Лаврентьев, несмотря на то, что в советское время надгробные памятники были снесены, а территория во многом застроена, и кладбищ, кроме Громовского, как таковых, не существует, территория, по закону, все равно считается «местами захоронений», где строительство запрещено, а использование таких территорий возможно только под парки или под зеленые зоны:

— Относительно мало пострадало Громовское кладбище, — говорит Николай Лаврентьев, — от него отрезали порядка 40% территории, остальное же оставили. Но эти 40% сейчас собираются также застраивать.

Юрист Громовской общины Илья Ильин рассказал «В Кризис.ру» о своих встречах с чиновниками:

– Зимой 2009 года состоялось выездное заседание на кладбище, в котором принимала участие, в том числе, председатель КГА Юлия Киселева. Она нам очень красиво и правильно сказала: пока, все что вы говорите – слова. Но вы нам подтвердите, что это кладбище имеет культурно-историческое значение, и установите, где здесь были храмы, фундаменты, чтобы мы могли понимать, попадает это под застройку или нет. Мы получили в ГИОПе задание на проведение экспертизы, потратили на нее порядка 3-5 млн рублей, а это для нас очень большие деньги. Но на эту экспертизу в КГИОПЕ выдали отрицательное заключение. Нам, в частности, сказали, что мы должны описать все эти могилы, выявить, кто там похоронен, найти все документы. Почему этим должны заниматься простые люди, а не управление ритуальных услуг, у которых, думаю, есть все эти документы? То есть сделано все, чтобы экспертиза не была доведена до логического конца – она так и не утверждена органом госвласти. 

Но, однако, господин Ильин, профессиональный адвокат, надежды не теряет:

— Многое, понятно, упущено, — говорит он, — Мы общественность, и мы не могли изначально организоваться. И многое чиновниками на первом этапе было сделано быстро и красиво, хотя, на мой взгляд, и с нарушениями. Но, в принципе, сейчас можно не допустить застройки и не допустить продажи участков. Многие из этих участков, находящихся на территории захоронений, должны быть проданы с торгов. Но, однако, они не могут быть проданы в нарушение законов и указаний о том, что там есть неликвидированные захоронении. Каждый этот договор, даже заключенный на торгах, может быть обжалован. Каждому застройщику необходимо получать постановление на застройку территории, где находятся захоронения. Эти постановления также могут быть обжалованы. И при наличии серьезной юридической работы можно не допустить застройки этих участков. Кости могут быть выкопаны только с соблюдением законодательства. Это человеческие останки, и, значит, требуется экспертиза, идентификация… И ответственность, если кто-то не будет обращать внимания на извлекаемые кости – в том числе и уголовная.

Что интересно, захоронения занимают площадь около 48 гектаров, т.е. около 10% общей площади проекта. Казалось бы, чего проще – отдай Богу его десятину, позволь мертвым петербуржцам спокойно лежать в земле и избавься от всяких проблем. Но, однако, десять процентов от такого объема территории все равно очень много. И битва, похоже, за них будет серьезная.

Впрочем, о каких десяти процентах можно говорить, если, как нам кажется, была приложена масса усилий, чтобы собственников земли «Измайловской перспективы» выкинуть с нее максимально элегантным способом, хотя у живых, казалось бы, прав всяко больше, чем у покойников.

Собственники

Для начала скажем, что часть строений на территории будущей перспективы имеют, на взгляд аналитиков, историческое, как минимум, значение. Но, однако, вместо того, чтобы пустить эти здания под общественные нужды и оставить в новом районе уголки старого Петербурга, весьма интересной, порою, промышленной архитектуры, их решили пустить под бульдозер. 

— Насколько я понимаю, — завил «В кризис.ру» Алексей Ярэма, лидер группы ЭРА, — будут снесены 4 интересных старых дома по Малой Митрофаньевской улице, флигели литерные по Обводному, 118 – здания Варшавской товарной. Их там очень много, порядка 30. Там вообще очень много уникальной промышленной архитектуры, есть уникальнейшие здания. Территория эта малообследованная, район нехоженый… И мы все это потеряем.  

Здание, например, принадлежащее фирме «Полимертехнологии», и одно время признанное выявленным объектом культурного наследия, который входит в ансамбль Варшавского вокзала, из этого списка снова вычеркнули и решили пустить под бульдозер вместе с не имеющими никакой ценности современными убогими постройками.

Впрочем, как кажется, с собственниками решили разобраться весьма интересным образом: межквартальные проезды будущего района прошли почему-то не просто через участки собственников, но и через их строения.

— По некоторым строениям и вовсе поперек были проведены так называемые межквартальные проезды, — сказал «В кризис.ру» один из собственников зданий и земли на месте будущего района, —  И суть этого, на мой взгляд, в том, чтобы не дать собственникам выкупить землю под этими проектами или, по крайней мере, взять ее в долгосрочную аренду, как это предусмотрено федеральным законом. Насколько я понимаю, сейчас, во избежание судебных процессов, дано негласное указание никому ни в чем не отказывать. Ты приходишь, они тебе не отказывают, но говорят, что необходимо или изменить границы объекта, или вид деятельности… Каким юридическим образом, извините, они имеют мне право диктовать, чем мне заниматься. Есть и еще любопытные нюансы: когда мне удалось выкупить землю под одним из моих зданий, то мне в КУГИ и ГБР сказали – а теперь идите и спросите разрешения у ОАО «Измайловская перспектива». Это было давно, ситуация тогда была попроще, и разрешение я получил. Но на каком основании я должен брать письменное разрешение в некоем ОАО — мне никто не объяснил.  Сейчас предъявляет мне штраф за незаконное обогащение. То есть они, не оформляя нам никаких границ здания, предъявляют претензии, что я не оформляю участок.  А ведь они мне фактически не позволяют этот участок выкупить или взять в аренду. Это, по всей видимости, новый способ борьбы с собственниками.

Дмитрий рассказал «В кризис.ру», что он, как, впрочем, и еще часть собственников, считает, что на месте их участков, где как раз располагалось кладбище, должна быть зеленая зона:

— Если будет принято такое решение, то я готов отдать свой участок по минимальной цене. Или взять участок в другом месте. Не забывайте, сейчас я владею землей в центре, на Московском проспекте фактически, и такая уступка дорогого стоит.

Но, похоже, у чиновников свои планы, как распорядится землей.

К сожалению, Михаил Генин, генеральный директор ОАО «Измайловская перспектива», так и не дал комментарий «В Кризис.ру».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *