Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев и представители корпорации Microsoft практически завершили переговоры на поставку программного обеспечения для ведомства. В ближайшем будущем для России это будет означать глубокую интеграцию закрытого программного кода Microsoft во все сферы государственного управления, в том числе в процесс создания «электронного правительства».
И это несмотря на то, что ранее президент России Дмитрий Медведев выражал свои опасения относительно использования иностранного программного обеспечения (ПО). «Если Россия не будет независимой в области ПО, то все остальные сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой», — говорил президент.
Открытый код или закрытый
Некоторые опасения у специалистов вызывает тот факт, что Microsoft использует ПО с закрытым кодом, хотя многие страны, наоборот, все чаще переходят на ПО с открытым кодом (так называемый Open Source – к подобным относятся, например, Linux или Unix). Так поступили уже многие страны Азии, Латинской Америки.
Принципиальное отличие Open Source – возможность клиента вносить изменения в программный код производителя ПО. Основной плюс — снижение расходов на закупку лицензий. С другой стороны, заметно выше может быть стоимость поддержки такого ПО. Например, правительство Австралии тратило ежегодно более $500 млн на программное обеспечение с закрытым кодом. А украинские чиновники подсчитали, что экономия от перехода госаппарата на открытое ПО может составить 87%.
Другой серьезный и неприятный вопрос – насколько теперь будет зависеть от корпорации Microsoft государственная безопасность. Как известно, Microsoft – компания американская, а ведь именно США уже сотню лет является главным потенциальным противников России в борьбе за мировое господство (по крайней мере, так многим кажется). Особенно это касается закрытого кода – например, можно было бы добавить скрытые функции, и использовать часть кода во вред (в том числе и для шпионских целей). С другой стороны, по условиям соглашения между правительством РФ и Microsoft, часть кода они должны будут все-таки открыть.
В компании «Доктор Веб» отмечают, что несмотря на то, что разговоры о возможном вреде безопасности со стороны продуктов Microsoft существуют, доказательств этому пока не было предоставлено. Поэтому аналитики компании склонны полагать, что если и есть какая-либо угроза, то, скорее, экономическая.
«Никто не давал руку на отсечение, что исследовал open-source системы и не нашел в них скрытых функций, — говорит руководитель отдела антивирусных разработок и исследований компании «Доктор Веб» Сергей Комаров. — С другой стороны, известно, что не следует класть все яйца в одну корзину. Если через некоторое время использование решений Microsoft по каким-либо причинам станет невозможным, переход на другие программные продукты будет достаточно болезненным. Особенно там, где альтернативу Microsoft и в глаза не видели».
Генеральный директор хостинговой компании IO-HOSTS Александр Отрощенко так же считает, что последствия для России могут быть лишь самыми благоприятными, потому что Microsoft является лидером рынка. «Внедрение решений корпорации до какой-то степени безальтернативный шаг, — отмечает он.- Особенно учитывая то, что нужного программного обеспечения в России нет, и ближайшие несколько десятков лет точно не появится».
«Хочется верить в то, что в нашей стране имеются программисты, которые смогут определенным образом поставить защиту на это программное обеспечении, — рассказывает генеральный директор компании «Тэсонэро» Антон Зенцов. — В принципе, если бы там была бы опасность, то ее обнаружили либо программисты, либо любители. И если бы в программном коде нашли скрытый функционал, то был бы достаточно громкий скандал».
Почему именно Microsoft, а не другая корпорация? Да потому что прост нет другой альтернативы. «Отчасти это связано с позиционированием и статусом подрядчика, да и заказчика тоже, — рассказывает г-на Отрощенко. — Это работа с общепризнанным лидером рынка». Аналитик Сергей Комаров добавляет, что у корпорации хорошая репутация и, конечно, они умеют делать бизнес.