Бывший флагман торговли отделочными материалами «Искрасофт» на прошлой неделе не смог выкупить по оферте облигации второй серии. Заем на 300 млн рублей был выпущен в марте 2007 года под 13,3% годовых. Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти еще в ноябре признал «Искрасофт» банкротом и ввел в компании конкурсное производство. Эксперты объясняют банкротство общей тенденцией сокращения выручки, удорожанием кредитов и снижением спроса на рынке облигаций.
Группа компаний «Искрасофт» работает на рынке отделочных материалов с 1993 года, и была одним из крупнейших розничных операторов Санкт-Петербурга по торговле отделочными материалами, а также ведущим поставщиком напольных, настенных покрытий, сантехники, керамической плитки и дверей на Северо-Западе России.
По данным Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, кредиторский долг «Искрасофта» составляет 497,27 млн рублей. 2 марта ЗАО «Искрасофт» не погасило выпуск облигаций на сумму 300 млн рублей. Выплаты по купону на сумму 19,836 млн рублей исходя из ставки 13.3% годовых также не производились, сообщил НДЦ, выступающий платежным агентом по выпуску. ФБ ММВБ с 18 сентября 2009 года перевела торги облигациями ЗАО «Искрасофт» серии 02 в режим «Облигации Д — режим основных торгов» и «Облигации Д – РПС». В марте и сентябре 2009 г. эмитент не нашел 221 млн руб. на оферту и выплату пятого купона.
В июне 2008 Александр Неровный (один из владельцев) провел ребрендинг, и вместо старых магазинов с вывеской «Искрасофт» появилась «Iskrasoft», также изменился и уровень представленного товара, он поднялся на премиум уровень, появились монобрендовые магазины по продаже строительно-отделочных материалов дорогих итальянских марок. В 2008 году «Искрасофт» имел 12 магазинов, на 1 июля 2009 г. их осталось девять (по данным информагентства Infoline). Выручка компании в том же году составляла 500 млн рублей. Емкость рынка в 2008 году оценивалась в 6 млрд рублей.
Весной 2009 года компания пыталась отложить выплаты по долгам на 2012 г., однако это не удалось и в ноябре, как стало известно сегодня, она была признана банкротом Арбитражным судом Санкт-Петербурга (на тот момент размер долга составлял порядка 500 млн рублей). В компании было введено конкурсное производство. Отметим, что 18 августа 2009 г. ЗАО «Искрасофт» сменило наименование на ЗАО «Искра», однако как отмечают юристы, уйти от ответственности по кредитам это не поможет.
Увлеклись облигациями
Между тем конъюнктура на рынке строительных и отделочных материалов за время кризиса сложилась, мягко говоря, неблагоприятная. Эксперты оценивают кризисное падение рынка от 30-50% . Хард материалы (кирпич, железобетон, и т.п.) упали на 50%, отделочные материалы — до 30%.
«Основная причина банкротства — это общая тенденция сокращения выручки, удорожание кредитов и снижение спроса на рынке облигаций, — считает Татьяна Менькова, аналитик ИК «Финам». — Ошибкой менеджмента можно считать чрезмерное увлечение заимствованием на рынке облигаций, поставившее компанию в сложную ситуацию с развитием кризиса».
«По-видимому, менеджмент компании принял решение не тащить убыточный бизнес дальше, а организовать новый или, вернув часть денег, перепрофилироваться, хотя с точки зрения сезонности – весенне-летние стройки и ремонты как раз впереди», — рассуждает аналитик инвестиционной компании «БФА» Сергей Казанцев.
Кредиторам не позавидуешь
Отметим, что по данным СМИ, с 2009 г. в арбитраж подано пять исков к «Искрасофту» о взыскании средств по облигационным доходам на 43 млн руб.
«Что касается кредиторов, то их положение, как обычно, незавидно, — предрекает Сергей Казанцев. — В соответствии с законом о банкротстве, преимущество имеют залоговые кредиторы, то есть банки. Они смогут вернуть хотя бы часть основного долга в результате реализации имущества — товаров, находящихся в обороте, то есть тех же самых инструментов, обоев и красок. Остальные кредиторы, в том числе держатели облигаций, скорее всего, останутся ни с чем, ведь имущества, как обычно, на всех не хватает, а после выплаты зарплат и расчетов с банками остаются гроши, едва покрывающие затраты на обращение в суд».
«С учетом долгов компании шансы вернуть деньги, у кредиторов минимальны», — соглашается Татьяна Менькова.
Представители компании «Искрасофт» от комментариев отказались.