Вчера международное рейтинговое агентство Standard&poors пересмотрело прогноз по суверенным рейтингам России с «негативного» на «стабильный». В своем пресс-релизе агентство заявляет, что бюджетные показатели будут постепенно улучшаться в результате стабилизации условий торговли в России.
Журналисты «Вкризис.ру» опросили ведущих экономистов страны о том, как в ближайшие годы будут изменяться бюджетные показатели России. Выяснилось, что оценка Standard&poors далека от реальности или, по крайней мере, ее можно оспорить. Конечно, Standard&poors — уважаемое рейтинговое агентство. Однако эксперты, опрошенные «В кризис.ру», зачастую сходятся во мнении, что прогнозы рейтинговых агентств нельзя считать объективными. Некоторые из специалистов и вовсе полагают, что какие-либо оценки подобных агентств далеки от истины. Хотя бы потому, что составляются на конкретный момент, не учитывая многих важнейших экономических факторов.
Пусть дороже станет нефть
«Очевидно, что цены на нефть выше, чем закладывали в начале года, дефицит бюджета меньше, чем предполагалось, — считает заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института экономики переходного периода Сергей Дробишевский. — В последующие годы также сохранится тенденция к снижению дефицита бюджета, она была даже заложена первоначально. Ясно, что при более высоких ценах на нефть это снижение будет более быстрым. Другое дело, что в условиях, когда 10 предыдущих лет бюджет был профицитным, дефицит сам по себе является негативным фактором. Однако ситуация по сравнению с предварительным прогнозом улучшается. Высока вероятность, что дефицит будет меньше, чем сегодня планирует правительство. Но, тем не менее, с моей точки зрения, возможности для снижения дефицита бюджета будут использоваться не в полной мере, поскольку пока уменьшение дефицита идет за счет роста доходов и крайне скромного сокращения расходов. В то же время, если правительство будет применять меры по повышению эффективности расходов, то возможностей для сокращения расходов появится значительно больше».
Половинный дефицит
«Я сам занимался расчетном всех этих бюджетных показателей, — говорит главный экономист УК Финам Менеджмент Александр Осин. — В принципе, при ценах на нефть порядка $70 за баррель, получается действительно 55% бюджетного дефицита, а официальный уровень заявлен — 8,5%. Я думаю, что позитивный прогноз связан именно с ценами на нефть. Возможно, нам придется в следующем году потратить определенные суммы на дополнительные вливания в банковскую систему, но, тем не менее, динамика благоприятная».
Дайте правильное лекарство
«По-моему, ситуация с бюджетным показателями катастрофическая, — говорит директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий. — Она значительно ухудшилась по сравнению с прошлым годом. Потому что признаки стабильности обеспечиваются за счет растраты ограниченных ресурсов и за счет того, что не принимаются никакие структурные меры. Все эти действия, которые могли бы привести к позитивным сдвигам, хотя в краткосрочной перспективе и создали бы, вероятно, видимость несколько драматичной ситуации, не предпринимаются или отсрочиваются. Это как во врачебной практике, когда вы вынуждены дать больному лекарство, целительное, но способное на первых порах сделать ему хуже. Если вы не дадите его больному, вам останется бороться лишь с симптомами, создавать внешне благоприятную ситуацию. Рейтинговые агентства могут, конечно, дать позитивную оценку, показав, что, скажем, уровень инфляции снижается или показатели промышленного спада становятся не столь драматическими. Но происходит это за счет того, что растрачиваются и без того ограниченные финансовые ресурсы!».
Рейтинг не рулит
Борис Кагарлицкий дает крайне негативную оценку прогнозам рейтинговых агентств и считает, что назвать их заявления прогнозами, мягко говоря, некорректно. По словам эксперта, агентства оценивают данные на тот или иной момент и на этом основании делают выводы об изменении рейтинга. То есть речь идет не о прогнозе, а об оценке явлений и событий постфактум. Это — рейтинг, который дает представление о том, как рынки или как люди, работающие на рынках, воспринимают ситуацию сегодня. «Практически всегда эти оценки бывают ошибочными, — говорит Борис Кагарлицкий. — Если бы они были правильными, рынки не могли бы существовать. Все бы тогда принимали исключительно правильные решения, никто бы не проигрывал, но и никто бы ничего не выигрывал. Поймите, прогнозы просто обязаны быть в какой-то мере ошибочными. Вопрос только в том, в какой мере».
«Если бы прогнозы всегда сбывались, рынки не могли бы существовать: никто бы не проигрывал, но и никто бы ничего не выигрывал. Поймите, прогнозы просто обязаны быть в какой-то мере ошибочными» |
С ним согласен и президент компании «Неокон» Михаил Хазин. «Сейчас в США многие организации начинают судиться с рейтинговыми агентствами, обвиняя их в фальсификации рейтингов, приведшей к убыткам, — рассказал он журналистам «Вкризис.ру». – Но я всегда говорил, что эти агентства – образования, ассоциированные с мировой финансовой элитой. Их цель – «объективизировать» доступ к дешевому кредиту, который появляется за счет эмиссии доллара частной организацией — Федеральной резервной системой США. Как следствие, рейтинги, в том числе и рейтинг России, — это проявление частных интересов мировой финансовой элиты. Комментировать нынешнее «улучшение» я не буду, поскольку оно носит внеэкономический характер и не основано на реальных экономических процессах. Я лично считаю, что сегодня очень велика вероятность падения мировых цен на нефть. А это поставит и российский бюджет, и всю отечественную экономику перед серьезными проблемами».
«Нынешнее "улучшение"» носит внеэкономический характер и не основано на реальных экономических процессах. Сегодня очень велика вероятность падения мировых цен на нефть. А это поставит и российский бюджет, и всю отечественную экономику перед серьезными проблемами» |
Тем не менее, Standard&poors заявляет, что бюджетные показатели в России будут постепенно улучшаться в результате стабилизации условий торговли. Также агентство объясняет свой оптимистичный прогноз курсом российского руководства на снижение в ближайшие годы дефицита бюджета. Эксперты агентства считают, что дефицит федерального бюджета России по итогам текущего года окажется на один-два процентных пункта ниже запланированного уровня в 8,3% ВВП.