Сегодня президент России обратился с посланием к Федеральному собранию. Прежде чем преступить к основной части, Дмитрий Медведев особо оговорился, что основные тезисы были изложены им еще в статье «Россия, вперед!». Теперь же президент намеревался рассказать о первоочередных планах реализации этой стратегии.
Рассказ получился долгий – на целых 100 минут. Говорил президент в основном о модернизации, однако никаких принципиально новых заявлений, как отмечают критики, так и не прозвучало. Более того, была полностью упущена из виду экономическая стратегия выхода из кризиса (что вообще характерно для властной элиты). А из конкретных предложений запомнилась разве что идея создания особого министерства по проблемам Северного Кавказа, а также предложение президента сократить число часовых поясов в стране.
Зато Дмитрий Медведев, по традиции, обрушился с критикой на деятельность своих предшественников, допустивших стагнацию в экономике страны. «Мы так и не избавились от примитивной структуры экономики, от унизительной сырьевой зависимости, не переориентировали производство на реальные потребности людей. Привычка жить за счет экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие, а конкурентоспособность нашей продукции позорна низка», — заявил президент. (Владимир Путин сидел прямо перед ним).
Ниже перечислены самые основные, на наш взгляд, тезисы президентского послания:
— Развитие российской медицины: медицинской техники, технологий и фармацевтики. Через пять лет доля российских препаратов должна составить 25%, а к 2020 г. — 50% российского рынка. Стимулирование должно осуществляться в том числе через механизм госзакупок.
— Энергоэффективность. Чтобы сберечь имеющиеся ресурсы, необходима ввести приборы учета, продолжать переход к энергосберегающим лампам. Необходимо положить конец сжиганию попутного газа. Предлагается также использовать новые источники получения энергии. Так, Россия могла бы использовать для этих целей биотопливо. А к 2014 г. в стране должны появиться ядерные реакторы нового поколения.
— Развитие телекоммуникаций и информационных технологий. В течение пяти лет необходимо обеспечить широкополосный доступ в Интернет, осуществить переход на цифровое телевидение и мобильную связь четвёртого поколения, а также задействовать потенциал суперкомпьютеров для производства.
— Государственные корпорации неэффективны. «Корпорации, которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством», — заявил Медведев. (Кстати сказать, некоторые западные аналитики увидели в этом тезисе выпад против премьер-министра, поскольку госкорпорации сегодня возглавляют именно путинские люди).
— Борьба с коррупцией. «Одними «посадками» проблему не решить. Но сажать надо». Кроме уголовных дел, по мысли президента, способствовать снижению коррупции должна также большая открытость власти – прежде всего судов. Помочь борьбе с коррупцией должен и проект так называемого электронного правительства.
— Политическая реформа. Медведевым было предложено постепенно отменить сбор подписей. Кроме того, он привал парламенты выслушивать предложения партий, проигравших выборы: «Было бы полезно, чтобы органы законодательной власти всех уровней как минимум одно заседание в году посвящали заслушиванию и обсуждению сообщений и предложений партий, не представленных в законодательных органах». (Стоит отметить, что радикальных реформ, на которые надеялись оппозиционеры после скандальных выборов в Мосгордуму, так и не было предложено).
— Реформа образования — одно из наиболее конструктивных предложений Медведева. ЕГЭ должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Президент предложил расширить самостоятельность школ — как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Кроме того, Медведев призвал сконцентрироваться на повышении квалификации преподавателей. «Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов», — объявил он.
— Северный Кавказ. «Ситуация на Кавказе – самая серьезная внутриполитическая проблема страны», — напомнил Медведев. Для улучшения ситуации было предложено заняться образованием молодых кавказцев — в частности, создать Всекавказский молодежный лагерь. Курировать ситуацию в регионе должен особый человек, обладающий достаточными полномочиями. (В депутатской среде отмечают, что это мог бы быть особый министр).
Редакция «В кризис.ру» попросила нескольких экспертов рассказать о своих впечатлениях от выступления Дмитрия Медведева.
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:
— Тезисов хороших много, но самое главное — в послании нет ответа на вопрос, каким образом эти тезисы будут претворены в жизнь, с учетом того, что нынешняя политическая и экономическая элита не заинтересована в модернизации и совершенно не нуждается в смене экономической модели России. Кстати, некоторые тезисы, кажется, перекочевали в воззвание Медведева прямо из статей нашего опального олигарха Михаила Ходорковского.
Самым полезным из сегодняшних заявлений я считаю анонсированное решение о ликвидации госкорпораций. Это решение давно назрело, нужно ликвидировать черные дыры экономики. Самое неудачное заявление — это про часовые пояса. Оно звучит откровенно анекдотично, глава государства такого позволять себе не должен.
Игорь Михайлович Бунин, генеральный директор фонда «Центр политических технологий»:
— Задачей Медведева было разбудить общество, покончить хоть в какой-то форме с той апатией, которая существует в отношении общественных дел среди населения, предложить хоть какие-то идеи, в которые могли бы поверить россияне и дать какую-то мечту.
Его можно сравнить с Кеннеди, который в то время, когда Америка стала отставать от СССР в сфере космоса (мы уже и первый спутник запустили, и первый человек в космос полетел, а они все еще стояли на месте), создал некую национальную идею — мы первые полетим на Луну. Он дал все средства к этому — предложил изменить систему образования в Америке, предложил идеологию и сказал: не думай, что тебе должно дать государство, думай, что ты можешь дать Америке. Эта новая идея приобрела большую популярность в Америке.
Может быть, я не прав, но, по-моему, когда спичрайтеры и сам Медведев оформляли послание, они тоже хотели предложить российским людям мечту: другое образование, другое общество, покончить с архаикой, перейти в цивилизацию, покончить с зависимостью от нефти, покончить с всесилием государства. Но пока, как мне кажется, это все не сильно затронуло общество, общество по-прежнему полно цинизма, недоверия, апатии и отчужденности.
Владимир Грязневич, экономист:
— Вообще-то президентская речь, как и все предыдущие президентские речи (и его, и Путина), — это речи не человека принимающего решения, а речь журналиста или независимого эксперта, который сам ничего не может сделать, но знает обо всех недостатках. Не освещена главная проблема – проблема неэффективности государства. Поэтому все остальное теряет смысл, это все благие пожелания, обещания, не подкрепленные конкретными механизмами.