Об отставке Андрея Фурсенко говорят уже несколько лет, начиная с 2006 года. В правительстве он один из долгожителей. Еще в 2000 г., с приходом Путина, Фурсенко был назначен заместителем министра промышленности, науки и технологий, а в должности министра образования работает он с 2004 г.
Именно с именем Андрея Фурсенко связывают введение в России печально известного Единого Государственного Экзамена. Он же был инициатором вступления в Болонский процесс (т.е. переход России к единой европейской системе образования). Простить эти реформы в научном и образовательном сообществе не могут до сих пор.
Повторит ли Фурсенко судьбу пресловутого министра здравоохранения Михаила Зурабова, мы попытались узнать у представителей образовательной сферы.
«Я знаю ситуацию, в отличие от тех, кто болтовней занимается, — говорит ректор Государственного Университета Аэрокосмического Приборостроения, член Союза ректоров Петербурга Анатолий Оводенко. — Кандидатура г-на Фурсенко была продлена на пост министра еще на 5 лет. И я больше скажу, до той поры, пока Владимир Владимирович возглавляет правительство и является нашим лидером, Андрей Александрович будет у власти и ни о каких отставках и речи быть не может».
«Отставка возможна, но вот когда? — рассуждает профессор международного независимого эколого-политического университета Сергей Черняховский. — Сейчас, например, создана комиссия по совершенствованию ЕГЭ под руководством Нарышкина. В нее входит Фурсенко. Вряд ли его бы включили в комиссию, если бы собирались отправить в отставку. Я думаю, что до следующей наборной компании он пробудет на своем месте. Хотя это очень печально — лучше бы его убрали. К нему крайне негативное отношение в вузовской среде, он не может найти общего языка с ректорами крупнейших вузов. Чувствуется, что все, что он говорит, не соотносится с действительным положением. То есть он не понимает, что происходит».
Нового министра куют в Петербурге
Основным претендентом на кресло министра образования, если его отставка все же когда-нибудь состоится, считается недавно назначенный ректор СПбГУ Николай Кропачев, близкий друг и преподаватель Дмитрия Медведева.
Его карьера в СПбГУ развивалась постепенно. В 1998 году он стал деканом юридического факультета петербургского университета. В 2006 году был уже первым проректором, а с 2008 года возглавил петербургский университет. Впрочем, с первых же дней деятельность г-на Кропочева на должности ректора ознаменовалась скандалами. Против него открыто выступила часть преподавательского состава, студенты. (см. подробнее)
Источник в СПбГУ рассказал «В кризис.ру», что само назначение Кропачева на должность ректора связано с необходимостью продвинуть его на должность министра:
«Политика г-на Кропачева ясна и незрячему. Все его действия показывают, что университет для него – лишь ступень в достижении иных, высших целей. То есть, СПбГУ – одна из ступеней его карьеры, дальше будет правительство, и это очевидно».
Опрошенные «В кризис.ру» политологи склоняются к тому, что шансы возглавить министерство образования у Кропачева есть – проблема лишь в том, чтобы ушел Фурсенко.
«Отставка Фурсенко не очень вероятна, потому что он входит в достаточно влиятельную группу Юрия Ковальчука, — говорит генеральный директор международного института политического экспертизы Евгений Минченко. — На мой взгляд, очень трудно будет его сдвинуть, хотя кампания против него ведется уже давно. Что касается назначения Кропачева, я бы оценивал эти шансы как 50/50. Ему предлагали уже какие-то должности, и он отказывался. Не знаю, насколько он хочет стать министром образования».
«Если после Фурсенко придет Кропачев, мне будет очень жаль нашу систему образования, — комментирует пожелавший остаться неизвестным сотрудник факультета журналистики СПбГУ. — Это, что называется, поменять шило на мыло».