По данным Росстата, в I полугодии 2009г. естественная убыль населения России значительно замедлилась. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. выросла рождаемость (на 5,2%), снизилась смертность (на 3,9%). Также в I полугодии этого года на 4,7% выросло количество браков и на 2% уменьшилось количество разводов. Получается, вопреки кризису, несмотря на угрозу потерять работу и остаться без средств к существованию, люди заводят детей и вступают в браки. Эксперты по-разному объясняют данную тенденцию.

 

«Вопреки кризису, несмотря на угрозу потерять работу и остаться без средств к существованию, люди заводят детей и вступают в браки»

По мнению старшего научного сотрудника Леонтьевского центра Льва Савулькина, необходимо иметь в виду временной лаг в 9 месяцев. Дети, родившиеся в I полугодии 2009 г., были спланированы и зачаты в докризисное время, в самые что ни на есть сытые годы, когда нефть стоила выше $100 за баррель. Позднее, по мере дальнейшего развития кризиса, рождаемость в России вновь упадет, убежден специалист.

Доцент психологического факультета СПбГУ Владимир Снетков объясняет подобную ситуацию характерной для русской ментальности безответственностью:

«У нас люди не приучены брать на себя ответственность. Они на кого угодно готовы переложить свои обязанности. Что касается рождения ребенка, то  человек просто ставит себя в ситуацию неактивной социальной жизни. Он занимает себя детьми — лишь бы только не предпринимать активных действий и серьезных экономических решений. К тому же русский человек таков, что все время удивляется последствиям своего поступка, — продолжает господин Снетков. — У нас всегда все делается неожиданно, и дети у нас тоже неожиданно рождаются. Люди не привыкли в личной жизни планировать и оценивать все возможные риски».

 

« У нас всегда все делается неожиданно, и дети у нас тоже неожиданно рождаются. Люди не привыкли в личной жизни планировать и оценивать все возможные риски»

Последняя причина повышения рождаемости в кризис кроется, по мнению Владимира Снеткова, в автономности современных женщин. «Они рожают вопреки всему и уверены, что со всем смогут справиться, их не пугают ни кризисы, ни дефолты – ничего», — утверждает психолог.

А вот социолог Татьяна Протасенко объясняет всё с куда более рациональной точки зрения. Дело в том, что именно сейчас большое количество женщин вошло в детородный возраст — это те женщины, которые были рождены с 1985 по 1987 год, в период некоторого улучшения демографической ситуации. «Именно эти женщины сейчас и рожают. Безусловно, можно вспомнить и о материнском капитале и других дотациях, но это все в данном случае играет второстепенную роль», — подчеркивает эксперт.

Надеяться остается только на мигрантов

Впрочем, некоторое улучшение в ситуации не снимает самой проблемы – население России продолжает стремительно сокращаться. По подсчетам Московского Центра демографии и экологии человека, за последние 18 лет численность населения нашей страны сократилась на 7 миллионов человек – с 148,9 млн в 1993 до 141,9 млн на апрель этого года. По прогнозам центра, уже к 2025 г. в России будут жить 131 млн чел., а к 2050 г. нас останется всего 100 млн!

 

«За последние 18 лет численность населения нашей страны сократилась на 7 миллионов человек. Уже к 2025 г. в России будут жить 131 млн чел., а к 2050 г. нас останется всего 100 млн!»

Компенсировать катастрофическую убыль населения может только миграция. Так, например, в I квартале миграционный прирост на 71,9% компенсировал численной потери населения страны — причем с каждым годом эта цифра увеличивается. И если ранее лидером по экспорту трудовой силы в Россию была Украина, то сейчас ее место заняли  страны Средней Азии.

В ООН предупреждают, что в дальнейшем эта тенденция будет только нарастать. Но так ли страшен черт, как его малюют. Среди россиян сегодня в значительной степени распространены ксенофобские настроения, многим нашим соотечественникам действительно сложно свыкнуться с мигрантами, но это реальность, с которой рано или поздно придется смириться – другого способа восполнить потери населения нет.

«Нужно также понимать, что многие наши граждане не идут на те работы, на которые идут мигранты. Еще и поэтому без трудовой миграции в обозримой перспективе в России ничего хорошего не выйдет», — комментирует ситуацию Лев Савулькин из Леонтьевского центра.

 

«Через несколько лет в детородный период войдут те люди, которые были рождены в 1989 – 1990 годах. А тогда в России был спад рождаемости. Соответственно, если нет родителей, то нет и детей»

В необходимости озаботиться миграционной политикой убеждена и Татьяна Протасенко:

«Через несколько лет в детородный период войдут те люди, которые были рождены в 1989 – 1990 годах. А тогда в России был спад рождаемости. Соответственно, если нет родителей, то нет и детей. К тому же наблюдается  увеличение городского населения, которое, как известно, рожает меньше, чем сельское население. Поэтому нам необходимо пересмотреть нашу миграционную политику. Мигранты, которые приезжают и ассимилируются – они действительно рожают и могут каким-то образом компенсировать потери населения. Но те мигранты, которых мы называем гастарбайтерами — они ведь не рожают никого, потому что они временно приезжают на заработки, а семьи у них остаются на родине».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *