Ежеквартальное исследование TGI-Russia компании КОМКОН показало, что во II квартале 2009 года по сравнению с I кварталом текущего года значительно выросла доля тех, кто предпочитает покупать непродовольственные товары отечественного производства. Но эксперты, опрошенные «В кризис.ру», не спешат утверждать, что россияне наконец стали поддерживать отечественного производителя.

Первым делом цена, а качество потом

58,6% опрошенных в возрасте 16 лет и старше в кризис стали чаще покупать товары российского производства. Как показывает исследование, в первую очередь такое поведение характерно для женщин в возрасте от 45 лет и старше, не имеющих высшего образования с личным доходом меньше 9000 руб. в месяц. Больше всего поддерживают отечественного производителя в Белгороде (76%), Костроме (65%) и Саратове (62%). В меньшей степени склонны к покупке отечественных товаров жители Ростова-на-Дону (43%).

Результаты исследования КОМКОН стали хорошей новостью для многих, и в прессе появилось много материалов с радостными заголовками типа «Российские покупатели решили в кризис поддержать отечественного производителя». Но патриоты нашего производства рано порадовались, поскольку в кризис русский человек экономный и разумный прежде всего, а потом уже патриот.
В середине июля Фонд Общественное мнение (ФОМ) проводил опрос, в ходе которого стало ясно, что большинство россиян стали чаще покупать обувь и одежду на вещевых рынках (27%). А 23% респондентов покупают вещи только на рынках. И всего 12% опрошенных так и не смогли отказаться от дорогих магазинов и бутиков. Те, кто предпочитает вещевые рынки магазинам, оправдывают свой выбор тем, что на рынках вещи много дешевле, чем в магазинах. А их оппоненты утверждают, что в магазинах вещи качественнее и поэтому они отказываются от рынков.
 Исходя из этого опроса, получается, что россияне просто выбирают более дешевые вещи, а кто эти вещи производит, не имеет для них особого значения.
То есть можно утверждать, что примерно с таким же успехом граждане приобретают товары китайского и турецкого производства, которые можно в большом количестве и по доступной цене приобрести на наших рынках.

А власть надеялась!

Еще в марте этого года премьер-министр Владимир Путин призывал россиян покупать отечественные товары. Путин на тот момент утверждал следующее: «Если мы говорим о высокотехнологичной продукции, при остальных равных составляющих нужно делать выбор в пользу отечественного производителя».
Но не патриотичные слова премьер-министра заставили наших сограждан несколько отказаться от импортных товаров, а самая обыкновенная девальвация, которая привела к удорожанию товаров из-за границы.
Об этом рассказал «В кризис.ру» председатель комитета Ленинградской торгово-промышленной палаты (ЛТПП) по торговле и развитию малого и среднего бизнеса, президент ООО «Торговый дом «Вимос» Владимир Гурьев:
Безусловно, россияне стали поддерживать отечественного производителя! На примере нашего торгового дома могу сказать, что объем продаж отечественной продукции растет, а импортной — снижается. Например, это касается электротоваров и сантехники. В сегменте электротоваров, конечно, лидируют электро установочные изделия, так как бытовой техники отечественного производства выпускается очень мало.
Надо признать, что рост продаж отечественной продукции объясняется прежде всего ее более низкой ценой. Хотя многое зависит от магазина и поведения конкретного продавца. Если они настроены продавать наше — они это сделают. Несмотря на то что по рекламе импортный товар выигрывает у нашего.
 
Но Владимир Гурьев убежден, что как только соотношение цена/качество в отечественных товарах станет достойным, то тогда российский потребитель и прильнет к прилавкам с российской продукцией.
 — Вовсе не обязательно, чтобы товар российских производителей был дешевле импортного, — отмечает Гурьев. — Гораздо важнее, чтобы, во-первых, его цена соответствовала качеству и, во-вторых, ассортимент был шире, чем сейчас. Тогда россияне будут покупать только наше — сработает эффект патриотизма.

«Кризис просто дал фору отечественному производителю»

 Аналитики, опрошенные «В кризис.ру», смотрят на все менее оптимистично, нежели представители властных структур, и считают, что все дело в цене вопроса.
 Журналист и экономист Дмитрий Травин уверен, что никакой поддержки отечественного нет.
— Ни о какой поддержке говорить не приходится, — отмечает Травин. — Как всем известно, у нас произошла девальвация. Она началась в ноябре, в последнем квартале прошлого года, и закончилась к февралю, то есть в первом квартале этого года. В результате девальвации, как всегда и бывает, импортные товары подорожали. Они стали менее доступны для покупателя. А отечественные товары если и дорожают, то не так сильно, за счет того, что темпы инфляции в этом году у нас умеренные. То есть отечественные товары стали значительно доступнее по цене в сравнении с импортными. Естественно, в любой стране в такой ситуации люди начинают в какой-то степени увеличивать покупки отечественных товаров. Это, может быть, не очень касается богатых людей, для которых разница в цене на 30% невелика, но люди малообеспеченные и средних доходов на такие вещи реагируют. Значит, в этом смысле можно сказать, что кризис повлиял на покупку отечественных товаров, но именно в том смысле, что частью кризиса была девальвация. Если у нас будет второй этап девальвации, то еще больше будут покупать отечественные товары. А если девальвации не будет, мы начнем выходить из кризиса и доходы населения снова будут расти, то наоборот, через некоторое время начнет увеличиваться импорт и люди снова будут покупать импортные товары. То же самое было в 1998 году, даже в большей степени, потому что в 1998-м масштабы девальвации были гораздо больше, чем сейчас.
 Политолог Сергей Шелин не верит данным опроса и говорит, что есть только одна верная информация — это статистика импорта.
 — Есть у нас статистика импорта, то есть ввоза импортных товаров, это государственная статистика и довольно надежная, — комментирует специалист. —  Она не показывает увеличения ввоза импортных товаров в разы, она показывает уменьшение примерно раза в полтора. Если судить по ввозу импортных товаров, то спад не так грандиозен, хотя он налицо. И произошло это по двум причинам: уменьшились реальные доходы, а во-вторых, импортные товары относительно не импортных подорожали процентов на 30–50. Но массированного отказа от импортных товаров я не наблюдаю. Я, к примеру, не наблюдаю отказа от импортных машин в пользу жигулей. В общем, машин стали покупать меньше. Не произошло того, что было в 1998 году, когда вчетверо упал рубль относительно доллара и во столько же раз подорожали импортные товары. Тогда действительно очень резко уменьшилось потребление импортных товаров и стало больше собственных. Потому что на тот момент можно было довольно быстро увеличить производство, но сейчас у нас такой возможности нет. Это тоже затрудняет вытеснение импорта. Кризис просто дал фору отечественному производителю, но для того чтобы эта фора была реализована достаточно ярко, нужно несколько факторов: обесценивание рубля не на 20–30, а хотя бы на 50%, а также более свободная экономика.
Экспертам вторит социолог Татьяна Протасенко, которая утверждает, что люди просто стали больше следить за ценами.
 — По нашим данным, — говорит социолог, — граждане ведут более разумную потребительскую политику. А что касается поддержки отечественного производителя, то тут кризис не поможет. Государству просто нужно вливать деньги в нашего производителя, чтобы на выходе был хороший продукт. Пока этого не происходит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *