Бородатые бойцы «Талибана» оккупируют один город за другим на северо-западе Пакистана. Власти страны под нажимом американцев (мировое сообщество серьезно обеспокоено перспективой захвата радикальными исламистами ядерного арсенала Пакистана) уже начали контртеррористическую операцию, однако уверенности в том, что пакистанцам все же удастся сплотиться против экстремистов, сейчас нет.
В то же время на другом конце Азии Северная Корея вновь восстанавливает ядерные исследования. «Это поспособствует укреплению сил ядерного сдерживания в целях самозащиты от возрастающих военных угроз враждебных сил», — заявляют в МИД КНДР. При этом Корея вышла из шестисторонних переговоров по этой проблеме. Визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова тоже не принес никаких результатов. Со стороны мирового сообщества против КНДР уже введены соответствующие санкции, однако северокорейские власти продолжают вести «опасные игры», и нельзя исключать, что дело закончится военным конфликтом.
А всего пару дней назад список угроз мировой стабильности пополнился перспективой пандемии свиного гриппа (также известен как «Калифорния 042009»). Впервые вспышка этого заболевания была зафиксирована в Мексике, на сегодняшний день госпитализировано более 1300 человек, из них более 150 погибли (т.е. фактически каждый десятый). Мексиканцы в панике, в стране объявлен режим чрезвычайного положения. Вирус стремительно распространяется по планете. Случаи заболевания зафиксированы в США, Канаде, Бразилии, Аргентине, в странах Европейского союза. С подозрением на свиной грипп уже госпитализирована одна россиянка.
Кризисное положение экономики и глобальные мировые угрозы – насколько они взаимосвязаны? Корреляцию наглядно демонстрирует ситуация на фондовых рынках. В последние дни резко выросли акции фармакологических компаний, спрос на прочие акции заметно снижается. «Вне зависимости от прочих влияющих обстоятельств, угроза распространения заболевания повергла в уныние большинство финансовых институтов», — отмечают аналитики Альфа-Банка. Игроки всерьез озабочены перспективой пандемии, ведь, так или иначе, меры по борьбе с инфекцией потребуют серьезных денежных вливаний, которых у ослабленной кризисом мировой экономики просто нет. Всемирный банк уже выделил Мексике $205 млн на борьбу со свиным гриппом, но если мрачные прогнозы сбудутся, денег может потребоваться в разы (а то и в десятки раз) больше.
Если же обратиться к военным конфликтам, то хорошо известно их влияние на экономику. Для страны-агрессора оно как правило разрушительное. Сложно себе представить, что США сможет проигнорировать перспективу захвата ядерного арсенала Пакистана «Талибаном». Но не менее сложно себе представить, каким образом американские власти будут финансировать операции в этом районе – дефицит бюджета США и без военных конфликтов достиг рекордных показателей (13,5% ВВП).
СПРАВКА: последствия эпидемии птичьего гриппа для мировой экономики
По материалам независимых источников и информационных агентств.
— Мировой Банк оценил размер экономических и финансовых проблем, связанных с пандемией гриппа, в $800 млрд долларов.
— Эпидемия птичьего гриппа спровоцировала падение объемов авиаперевозок в Юго-Восточную Азию. Ущерб мировой индустрии авиаперевозок достиг, по экспертным оценкам, $10 млрд.
— Вспышка птичьего гриппа в Турции значительно ослабила европейскую валюту, так как заболевание угрожало перекинуться на Грецию и другие страны ЕС.
— В Японии для предотвращения развития эпидемии пришлось уничтожить около 770 000 птиц
— В феврале 2003 года из-за вспышки птичьего гриппа в Нидерландах забито 18 млн кур. Ущерб сельскому хозяйству страны оценен в ?300 млн.
— В декабре того же года в Южной Корее в результате заражения вирусом погибло 20 тыс. кур, еще 5,3 млн на общую сумму около 150 млрд вон ($125 млн) было уничтожено.
— Цены на курятину выросли в России за 2003 г. в среднем на 50% и достигли 75-80 руб. за 1 кг.
— В январе 2004 года зарегистрирована вспышка птичьего гриппа в Китае. Власти страны заявили об ущербе на сумму свыше 100 млрд юаней ($12,1 млрд).
— В январе-феврале 2004 года вирус птичьего гриппа был выявлен в Таиланде, Камбодже, Вьетнаме, Японии, на Тайване и в Лаосе. Вьетнам оценил ущерб эпидемии в $200 млн (0,6% ВВП), Таиланд — в $2 млрд
Бытие определяет экономику или экономика определяет бытие?
Редакция «В кризис.ру» обратилась к экспертам из разных областей, чтобы понять, насколько серьезными будут последствия последних дней для экономики.
«На данный момент мы видим снижение на российском рынке, падение также наблюдается и на американском рынке. То есть влияние так называемого свиного гриппа рынки ощущают, — отмечает фондовый аналитик компании АТОН Евгений НОСОВ. — Но всё-таки, если дальнейшего развития этого гриппа не будет, то, конечно, этот фактор будет краткосрочным и про него все быстро забудут. Фондовый рынок смотрит на финансовые показатели, а данная ситуация имеет чисто спекулятивный характер. И уже совсем скоро спекулянты переключат свое внимание на другие факторы. Но если все же ситуация с данным вирусом будет иметь развитие и превратится в эпидемию, то, конечно, это будет крайне негативно влиять на фондовый рынок».
«Если дальнейшего развития этого гриппа не будет, то, конечно, этот фактор будет краткосрочным и про него все быстро забудут. Но если все же ситуация с данным вирусом будет иметь развитие и превратится в эпидемию, то, конечно, это будет крайне негативно влиять на фондовый рынок» |
В то же время постоянный эксперт «В кризис.ру», экономист Сергей ШЕЛИН скептически оценивает перспективы распространения свиного гриппа:
«По состоянию на сегодня это типичная страшилка. Все экономические агенты находятся сейчас в состоянии стресса, паники. Поэтому любая новость, подлинная или не подлинная, большая или маленькая, но выглядящая страшной, она, естественно, на них воздействует. Они начинают паниковать еще больше. Масштабы, к примеру, предыдущего птичьего гриппа были на самом деле очень сильно преувеличены.Да, было очень неприятно, но с другой стороны никаких глобальных катаклизмов из-за этого не произошло. Хочу надеяться, что и с этим гриппом будет так же. По состоянию на сегодня – это чисто психологический и краткосрочный фактор, воздействующий на экономику. Что будет дальше — посмотрим».
«На Большом и Среднем Востоке возможны конфликты. Тут не кризис влияет на эти процессы, а, скорее, обострение в этих нескольких регионах может повлиять на обострение мирового кризиса, и не только экономического» |
А вот события в Пакистане и Северной Корее, по мнению г-на Шелина, могут серьезно обострить мировой экономический кризис. «У этих событий есть своя логика. Это постоянно действующие очаги конфликтов. Особенно на Большом и Среднем Востоке (где Пакистан, Иран, Израиль) возможны конфликты, возможна и война в этом регионе. Если такое несчастье произойдет, то это станет частью кризиса и не только экономического, причем с последствиями трудно предсказуемыми. Трудно же представить, какие будут последствия, если произойдет бомбардировка ядерных объектов Ирана или Израиля?! Так что тут не кризис влияет на эти процессы, а, скорее, обострение в этих нескольких регионах может повлиять на обострение мирового кризиса, и не только экономического», — заключает эксперт.
По мнению директор института проблем глобализации Бориса КАГАРЛИЦКОГО, не мировые события оказывают влияние на экономику, а как раз таки сама по себе экономика в разных ее состояниях влияет на то, что происходит в мире:
«Если говорить серьезно, то никакого значимого влияния события в Пакистане и Северной Корее не оказывают. Сейчас происходят экономические события такого масштаба, что для них все эти новости – как укус комара для крокодила. Другое дело, что биржа в краткосрочном измерении живет новостями, и если мы видим колебания случайного характера, то есть понижение или повышение на несколько пунктов, это как раз-таки связано со случайными или второстепенными обстоятельствами.
Если говорить о талибах, то захват власти в Пакистане талибами – это будет событие совершенно другого масштаба, от которого очень многое бы зависело в мировой экономики и политике. Но этого не будет. Более того, правительство Пакистана поэтому и ведет себя довольно спокойно, потому что знает, что захват власти талибами невозможен не то что по мировым причинам, но и по внутренним. То есть на самом деле проблема в том, что общество Пакистана устроено совершенно иначе, чем, скажем, Афганское или Иранское, поэтому подобного рода события в таком виде невозможны. Возможны только те или иные региональные осложнения, с которыми Пакистанское правительство справится.
Можно говорить о том, что, в общем, сложился такой тип аналитики и журналистики, которая не может и боится обсуждать серьезные темы и поэтому единственное, на что можно обращать внимание, – это несерьезные события и обстоятельства. Тактически себя ведут также и биржевые игроки. Чем чаще они реагируют на случайные события, не продумывая их адекватной связи, тем выше волатильность на рынке.
«Кризис повлиял на события в Пакистане, так как из-за экономической нестабильной обстановки талибы стали получать поддержку в северных областях Пакистана. И опять же Северная Корея пытается под шумок провести ядерные исследования, так как знает, что сейчас все заняты решением более серьезных вопросов» |
А что касаемо Северной Кореи, то не думаю, что что-то может измениться, будь у них одна ядерная боеголовка. Таких одиночных боеголовок в мире полно – они есть у Израиля, у Южной Африки, Пакистана, Индии. Официально эти страны не обладают ядерным оружием, но на самом деле они его имеют. На экономику ничего не оказывает влияния. Это экономика на всё влияет. Кризис повлиял на события в Пакистане, так как из-за экономической нестабильной обстановки талибы стали получать поддержку в северных областях Пакистана. И опять же Северная Корея пытается под шумок провести ядерные исследования, так как знает, что сейчас все заняты решением более серьезных вопросов».
Карина Белоусова, «В кризис.ру»