Давно замечено, что марксистская формула «политика есть продолжение экономики» к России неприменима. В наших краях наоборот: «экономики нет, есть экономическая политика». Последние новости с финансово-промышленных фронтов наперебой подтверждают этот тезис. В столице, в Крыму, на Севере события происходят разные, но суть одна. От Москвы до самых до окраин опрокидывается Марксов тезис.
Вчера группа сотрудников Следственного комитета навестила офис Национального резервного банка на проспекте с очень подходящим названием 60-летия Октября. Повод – подозрение в уклонении от налогов. Разбирательство в вялотекущем режиме длится уже три года. Но вот – пришла пора, когда медлить стало нельзя. Хотя вопрос рассматривается судом.
И.о. главы Республики Крым Сергей Аксёнов радует жителей нового субъекта РФ: скоро будут деньги. Появятся они от приватизационных доходов: «У нас есть перечень объектов, на которые готовы зайти крупные компании. Деньги бросим на спецсчёт, с которого будет осуществляться погашение вкладчикам». Как писалось в известном советском детективе: «Восемьдесят рублей? Брось на трюмо. Купить на них в этот дом ничего нельзя». Другое дело – погашение вкладчикам.
Прокуратура Мурманской области сообщает: Мурманский рыбокомбинат продолжает работать. Этой информацией надзорной ведомство делится с и.о. губернатора Мариной Ковтун. При этом предлагается увеличить поставки рыбы для береговой обработки на региональном предприятии. Здесь нет даже доли шутки – таковы сейчас заботы и занятия надзорного ведомства.
А теперь вкратце, но по порядку.
Ищут доказательства умысла на уклонение от уплаты налогов банком в 2011 году. Обычно такие проблемы и решаются через суд, но в случае банкира Лебедева – через Следственный комитет
«Ищут доказательства умысла на уклонение от уплаты налогов банком в 2011 году. Умысел выразился во внесении акций в ЗПИФ. Предмет судебного спора, — написал в своём Твиттере председатель совета директоров Национальной резервной корпорации (инвестиционная структура, владеющая Национальным резервным банком) Александр Лебедев. — По всей видимости, они решили усилить давление. Если бы мы вели обычную деятельность, то подобные происшествия привели бы к оттоку вкладчиков и, возможно, к дефолту. Но мы уже много лет работаем под этим ударом, клиентских средств у нас практически не осталось, поэтому для чего это делается, я не понимаю». Арест на корсчёт лебедевского банка наложен ещё в мае. Под маркой всё того же уголовного дела об «уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере группой неустановленных лиц из руководства НРБ».
Размер действительно не мелкий – 485 млн рублей. Требование по начислению этой суммы в порядке налога на прибыль ФНС предъявила банку ещё в 2012-м. НРБ обратился в Арбитражный суд, посчитав требование неправомерным – ведь на эти средства приобретались акции в закрытом паевом инвестфонде. Обычно через суд такие проблемы и решаются. Но в случае банкира Лебедева – через Следственный комитет. Причина такого нюанса проста: Александр Лебедев – едва ли не единственный крупный российский бизнесмен, долго не скрывавший оппозиционных взглядов. Говорит, это в прошлом: «Кто я такой, чтобы что-то от меня требовать, что я могу сделать? Я что, на выборах баллотируюсь или издаю независимые СМИ? Я тихо сижу, молчу и ни на какую тему давно не высказываюсь».
Но вот – всё равно прилетело.
Не приходится удивляться, когда Сергей Аксёнов анонсирует предстоящую распродажу только что национализированных здравниц. Первой национализировалась крымская собственность Игоря Коломойского – знаменитый «Форос»
В Крыму с финансами тоже сложности. Многие потеряли вклады после того, как украинские банки после аннексии полуострова ушли на север пережидать. Между тем, в агитации на пророссийском референдуме немалую роль играл мотив будущего неуклонного повышения благосостояния трудящихся. Как известно, прямой путь к таковому – приватизация (это в России отработано уже двадцать лет как, и кое для кого действительно с пользой). Поэтому не приходится удивляться, когда Сергей Аксёнов анонсирует предстоящую распродажу только что национализированных здравниц. А доход, конечно, крымчанам, на погашение потерь…
Кстати, как напомнил Аксёнов, первой национализировалась крымская собственность Игоря Коломойского. Который, если кто помнит, не только днепропетровский губернатор и основатель украинского добровольческого батальона «Днепр», но и владелец «Приватбанка». Принадлежал ему и знаменитый «Форос», где в дни крушения СССР закрыли Горбачева. Теперь национализированный «Форос» без задержки приватизируется.
Отметим, что недавно Аксёнов успокаивал украинских олигархов – ни у кого, кроме Коломойского новые крымские власти имущества не тронут.
Мурманский рыбокомбинат на днях объявил об остановке работы и подал на правительство РФ иск в Верховный суд. Причина – отсутствия сырья, ранее поступавшего из Норвегии. Дефицит, постепенно парализующий производственный процесс, стал следствием знаменитых «контрсанкций РФ», распространившихся и на Норвегию. Знаменитое «а еды не будет» – это, как выяснилось, не только о пармезане и фуа-гра. Очень даже касается трудящихся.
Гендиректор ОАО «Мурманский рыбокомбинат» Михаил Зуб разъясняет по буквам: предприятие может принимать только живую рыбу с промысловых судов. В России такой метод промысла не в ходу, живорыбных судна в стране всего два. Мурманчанам приходилось закупать сырьё на норвежских аукционах Norges Sildesalgslag и Norges Rafisklag. Ожидалась поставка более 30 тысяч тонн трески, сельди, мойвы, сайды и пикши. Гордые «контрсанкции», объявленные правительством (официально – действительно правительством…) 7 августа эти планы перечеркнули. 8 сентября иск ОАО «Мурманский рыбокомбинат» к правительству РФ был зарегистрирован в Верховном суде. Комбинат добивается исключения живой рыбы из санкционного списка. Кстати, 20 августа список уже пересматривался в сторону сокращения. Теперь уже открытое и публичное требование того же характера. «Первая ласточка полетела, первая рыбка поплыла, – комментируют наблюдатели в соцсетях. – Политический коллапс из-за еды – это будет стильно».
Банк в Москве, «Форос» в Крыму, комбинат в Мурманске. Долговая, имущественная, промышленная рутина. Но всё можно превратить в захватывающий сюжет. Надо только уметь найти врага.
Виктор Фролинский, специально для «В кризис.ру»