В годы глобального финансового кризиса явно замедлились темпы перехода стран ЕС на единую евровалюту. Не слишком богатые страны (государства Балтии, Словения) всё-таки сделали выбор в пользу евро. Те же, кого относят к «богачам» вовсе не горят желанием отказаться от родных денежные единиц. Опросы показывают, например, что шведы и британцы сегодня с большей охотой готовы покинуть Евросоюз, чем перейти на евро. Правоцентристское правительство Исландии вообще отозвало заявку о членстве в Евросоюзе, не говоря о еврозоне. Тем интереснее наблюдать за евролоббистской кампанией в ещё одной богатой североевропейской стране – Дании.
Королевство Дания на данный момент считается в Евросоюзе самой «дорогой» страной. Цена основных потребительских товаров и услуг примерно на 40% превышает средний масштаб цен в ЕС. По стоимости продовольствия, безалкогольных напитков, бытовой техники, частного транспорта, ресторанов и гостиниц датчане опережают всех соседей.
В 2000 году датчане на референдуме проголосовали против отказа от национальной кроны в пользу евро. Но прошло почти 15 лет, и в датском королевстве началась новая кампания за евро. Главным её промоутером которой выступает крупный бизнес – Конфедерация датских промышленников (КДП), Совет по сельскому хозяйству и Ассоциация строителей. Как заявил недавно директор КДП Томас Буструп, «евро – это жизненно важный элемент в создании хорошо функционирующего единого рынка и свободного движения через границы людей, товаров и услуг».
Отметим, что сегодня в Дании у власти находится левоцентристское правительство меньшинства в составе социал-демократов и левых либералов. Глава правительства и лидер партии «Социал-демократы» Хелле Торнинг-Шмитт ещё не так давно говорила, что не стоит торопиться с новым референдумом – не та обстановка в краях евро. На данный момент Дания лишь частично участвует в Экономическом и валютном Союзе (ЭВС), не входит в Европейский Центральный Банк (ЕЦБ).
Реальный суверенитет Национального банка Дании весьма ограничен, а экономика сильно завязана на общий европейский рынок
В то же время, Копенгаген имеет с Брюсселем специальное монетарное соглашение, по которому курс датской кроны колеблется в чётко зафиксированных пределах вокруг евровалюты. Стало быть, реальный суверенитет Национального банка Дании, как утверждают левые и правые евроскептики, весьма и весьма ограничен.
Датская экономика очень сильно завязана на общий европейский рынок. Поэтому совместная «проевропеская» наступательная кампания патроната выглядит вполне логично – с точки зрения его классовых интересов. На рынки других стран ЕС отправляется более двух третей экспорта Дании. Так что лоббисты у евро в стране очень сильны. Поскольку организации датских предпринимателей тесно связаны с буржуазными партиями, неудивительно, что датские либералы и консерваторы также благосклонно относятся к единой валюте. Так, лидер датских либералов Улла Тернес, констатируя, что Европа уже выходит из состояния тяжёлого кризиса, убеждена в том¸ что «в долгосрочной перспективе Дания должна присоединиться к зоне евро» .
Позиция правительственных партий в принципе недалека от обрисованной. Социал-демократы и социал-либералы всегда были в Северной Европе партиями европеистской ориентации. Обе правительственные партии готовы возобновить широкую общенациональную дискуссию по тематике перехода на евро. Госпожа Торнинг-Шмитт считает, что присоединение к евро отвечает национальным интересам: «Мы получим больше влияния в областях, которые нас касаются и где маленькая страна не может добиться много в одиночку».
Некоторые датские политологи считают, что данная точка зрения частично определяется и тем фактом, что общая популярность левоцентристов идёт на спад. Так, правящие партии неубедительно выступили на евровыборах в мае, набрав на двоих всего лишь четверть голосов. Кроме того, ВВП в 2013 году вырос в Дании всего на 0,1% (в 2012-м имело место падение темпов экономического роста). В общем, внутренняя политика правящей коалиции пользуется всё меньшей поддержкой в обществе.
Зато евроскептические партии на подъёме. Те же выборы в Европарламент выиграла правопопулистская Датская народная партия. Она категорически против отказа от датской кроны, считает, что этот шаг «привёл бы к необратимой потере датского экономического суверенитета». Против и радикалы с другого края – «Красно-зелёный альянс», чьи лидеры утверждают, будто «Брюссель стоит за организацией всех неолиберальных политик, наступлением на общественные службы и коллективные социальные права».
В конце лета – начале осени один из питерских телеканалов показал фильмы третьего сезона сериала «Правительство», снятого датскими кинематографистами. Удачное произведение политической кинематографии подтверждает, сколь большое значение в Дании имеет общественное мнение. Так вот, судя по последним опросам, против отказа от своей национальной валюты выступают почти две трети датчан. Это может означать только одно: вряд ли зажиточная Дания в среднесрочной перспективе пойдёт на поклон к еврозоне.
Эрик Крещенский, специально для «В кризис.ру»