Обвал цен и чудовищные ножницы в ценах на одни и те же товары в разных магазинах… Очереди за ЖК-телевизорами и невозможность купить кровать… Крах крупных онлайновых торговых компаний… Надолго ли это? Как дальше будет реагировать сфера розничной торговли на изменение курса валют? Чего ждать – или не ждать, а срочно действовать – простому покупателю? Проанализировать тенденции последних дней и дать прогноз на первые недели будущего года для «В кризис.ру» мы попросили эксперта-экономиста Василия Колташова.
Заказ читай справа налево
Цены в онлайн-магазинах и на сайтах стационарных магазинов меняются в режиме онлайн. Так и слышно, как отщёлкивают рубли. Только нашёл что-то более-менее приемлемое, перезагрузил страницу – цифры уже совсем другие. Типичный пример: на сайте одного из ведущих российских магазинов электроники и бытовой техники — до недавнего времени этот магазин был известен вполне средними ценами — за двое суток ноутбук HP Pavilion (17 дюймов, 1 Тб жесткий диск, 8 Гб оперативной памяти) подорожал с 31 до 43 тысяч рублей.
Сайты магазинов всё время подвисают. Заказ удаётся сделать хорошо если с третьей-четвёртой попытки. И при этом с неясной перспективой: уведомление о том, что заказ прият, может не прийти ни на электронный адрес, ни на мобильный телефон. А у некоторых и номер заказа не отображается.
Сцена у стойки информации крупного оффлайн-магазина, имеющего и функцию Интернет-магазина. Девушка, заказав стиральную машину через сайт, приехала, чтобы заплатить и забрать товар. «А номер заказа у меня почему-то не высветился, хотя вроде бы всё сделала правильно. Может быть, можно найти…» – с надеждой спрашивает она. «Ничем не могу помочь. Попытайтесь снова оформить заказ», – разводит руками администратор. Девушка пытается, благо с собой у неё планшет. И не может сдержать крепкого междометия: пока то да сё, «стиралка» подорожала уже на семь тысяч.
В стационарных магазинах на многие актуальные товары, например, на те же ноутбуки, вообще нет ценников. Видимо, пятизначные числа не успевают – или не спешат – переписывать. Нужно приставать к консультанту и спрашивать цену на каждую модель на каждый момент времени.
Странно было бы иначе
Некоторые торговцы и вовсе прекратили продавать крупногабаритные товары. Приезжают люди с утра, к открытию магазина, а по трансляции им объявляют: «Уважаемые покупатели, сегодня продажа мебели производиться не будет». ИКЕА, например, вообще приостановила продажи кухонной мебели и бытовой техники.
Насколько это оправданно и правомерно и чем обусловлено – обвальный рост цен на товары, которые уже имеются в наличии? Ведь эти товары были закуплены ранее, и цены на них не привязаны к нынешнему изменению курсов валют.
«Несколько месяцев торговля вяло реагировала на падение рубля. Связано это было с давно просевшим спросом, – комментирует ситуацию для «В кризис.ру» руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. – Однако обвал российской валюты в декабре заставил россиян срочно спасать свои рублёвые сбережения, покупая товары не самого дешёвого класса. Как и в начале года, спрос на электронику и иные импортные фабрикаты подскочил. Это позволило продавцам поднять цены, отказавшись порой от еще недавно объявленных распродаж этих же товаров. Это логичное и правомерное поведение. Странно было бы, если бы продавцы вели себя иначе. Бизнес получил на время возможность не терять норму прибыли, но позднее снова будут распродажи. Правда, прежних денег у населения уже не будет. Сейчас в дело брошены последние резервы».
Манок голубого экрана
Однако, некоторые магазины неожиданно взяли на себя обязательства держать низкие цены на некоторые востребованные товары. Например, в Петербурге крупная сеть гипермаркетов заморозила цены на ряд телевизоров до конца года (по крайней мере, так зафиксировано в официальном каталоге компании). Для сравнения: один и тот же телевизор Samsung диагональю 48 дюймов в этом гипермаркете стоит 23,5 тысячи, а в онлайн-магазинах – от 44 тысяч рублей (то есть, почти вдвое дороже). Другое дело, что, как выясняется, ни означенного телевизора, ни значительной части других товаров с замороженными ценами уже на второй день в большинстве гипермаркетов сети не было. Тем не менее, почему магазины на это идут, зачем? Кто может этим воспользоваться, каким образом? Нет ли здесь простора для спекуляций?
«Те продавцы электроники, что жертвуют возможностью получить сиюминутную прибыль, поступают мудро, – считает эксперт Василий Колташов. – Это, как правило, торговые сети, которые уже поняли, что нужно использовать кризис, забирая доли рынка у более мелких конкурентов. Потому они демпингуют и ещё долго будут так действовать, стараясь получать прибыль с объёма продаж. Те же, кто взвинчивает цены на электронику следом за курсом, могут оказаться в положении наблюдателей чужих продаж. Кризис делает более выгодной игру на понижение и 2015 год это ещё докажет».
Ошибка Али-Бабы
На этом фоне лихорадит и магазины, работающие только в Интернете. Так, Apple на днях закрыла свой онлайн-магазин в России «для пересмотра цен». Эксперты напоминают, что фирма уже пересматривала цены в конце ноября. В результате чего все основные позиции подорожали на 20-25 %.
Судя по записям на форумах, в социальных сетях, постам в блогосфере, серьёзно упал российский рынок продаж международного Интернет-гипермаркета AliExpress. Сама компания, считавшаяся до последнего времени бесспорным лидером онлайн-торговли в относительно недорогом сегменте, от комментариев воздерживается. Однако, клиенты пишут, что пока больше ничего на этом сайте заказывать не будут. Ещё бы: все цены на AliExpress выставлены в долларах, и, если раньше многие позиции, от колготок до серёжек, там можно было купить дешевле, чем где бы то ни было (поэтому сайт и пользовался такой популярностью), то теперь, в пересчёте на рубли, выгода становится эфемерной.
Некоторые Интернет-сервисы, например, поддерживающие компьютерные игры, переходят с рублёвого прайса на долларовый. Пользователи этих сервисов жалуются, что, допустим, за игру, которая ещё месяц назад стоила 800 рублей, сейчас приходится раскошеливаться на 30 с лишним долларов.
Такой крупный и, казалось бы, незыблемо надёжный Интернет-гипермаркет, как Е5, в принципе прекратил существование. С чем это связано? Какие ещё магазины могут закрыться в ближайшее время, а какие выживут, за счёт чего? Какие критерии и факторы здесь будут действовать?
По оценке Василия Колташова, в Интернет-торговле проблемы ждут, в основном, магазины узкого профиля, если только они не предлагают уникальный, качественный и недорогой товар. Некоторые Интернет-продавцы, напротив, дают бонусы покупателям и переманивают их с других сайтов. Очень большим, вероятно, в 2015-2016 годы окажется сокращение мелкой торговли. Здесь торговые сети будут давить конкурентов. Бутики тоже ощутят кризис больнее других, поскольку их формула «продать мало, но дорого» становится самой ущербной из всех торговых методик. Но даже сетям ещё предстоит учиться удерживать продажи на слабеющем рынке, полагает эксперт.
Поможет новая волна
о каков всё-таки прогноз на начало 2015 года – это будет мёртвый сезон? Никто не будет ничего покупать? Как себя поведут магазины? Объявят тотальные сэйлы? Вернутся к «старым» ценам? Но будет ли это возможно – если придётся делать уже новые закупки, по новому валютному курсу? И какой смысл сейчас придерживать товар?..
«Январь, а следом и февраль-март закрепят состояние кризиса в сфере розничной торговли. Продавцы одежды, мебели, электроники будут завлекать покупателей скидками. Помочь им может новая волна падения курса рубля, хотя ограничителем продаж станут увольнения и снижение номинальных доходов покупателей. В новых условиях, те, кто удержит за собой большие доли рынка, смогут ограничить рост цен за счёт решения о временном уменьшении наценки на товар и большем объёме закупок, чем у конкурентов. В 2015 году играть на повышение будет более сложно, чем на волне декабрьской паники. Придерживать же товары в её разгар не самое разумное решение, а, скорее, паническая реакция менеджмента, идентичная тревоге обывателя», – резюмировал экономист Колташов.
Валерия Стрельникова, специально для «В Кризис.ру»