Хронолого-психологический рубеж Нового года не повлиял на экономические тенденции. Рубль гремит вниз дальше. Официальный курс евро идёт к 75, доллар устойчиво превысил 62. Тенденция показала себя на первых же валютных торгах 2015-го, когда обе западные валюты прибавили по три рубля. Более того, за неделю обозначилось даже небольшое снижение евро и доллара, но это – результат срочных интервенций Центробанка. На широком фоне дешевеет нефть, утягивая за собой российскую валюту. Зато поднимают потребительские цены на внутреннем рынке. Экономисты предлагают выходы из ситуации, но пока что они всюду перекрыты политическими шлагбаумами.

podoroz1Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП – авторитетная аналитическая структура, связанная с министерством экономического развития и аппаратом помощников президента) предполагает рост цен в 3,2—5,4% за первый квартал наступившего года. В году минувшем инфляция впервые с 2008-го измерялась двухзначными цифрами. Того же ожидает Минэкономразвития в году предстоящем. Конкретные показатели зависят от ситуации на мировом нефтерынке. Если баррель будет стоить около $50 (как происходит сейчас с Brent), возможны и 16%.

Реальная зарплата в России в среднем сократится на 3,9%, доходы всех категорий – на 2,8%. Таковы прогнозы министерства, совпадающие с таковыми ЦМАКП.

Упадут и коммерческие прибыли. Сужение спроса из-за снижения зарплат сожмёт торговые обороты к середине года в лучшем случае на 3%. Не исключено, что и на 7%. Рынок потребительского кредитования движется к пике. Кредиты брались до того, как правящую верхушка обуяла геополитическая сакральность. Те, кто одалживался в банках, ждали повышения зарплат, а получили продвижение в Крым. Результатом, по всей вероятности, станет расцвет коллекторских агентств и ожившие воспоминания девяностых о выбивании долгов.

Официальный прогноз Минэкономразвития по динимике ВВП на 2015 год весьма оптимистичен: минус 0,8%. Но министр Алексей Улюкаев ещё в предновогодье дал понять, что цифра условна: этот показатель, а также прогноз по инфляции, может быть, придётся пересмотреть. А в декабре не стоило портить себе настроения. И так было 16-е число.

podoroz2Как повелось, высказался Алексей Кудрин. Экс-министр финансов, ныне возглавляющий оппозицию его величества в Комитете гражданских инициатив, начал с прогнозов по международным санкциям: «Я предполагаю, что при взаимных компромиссах, например, если удастся урегулировать проблемы на юго-востоке Украины, мы будем иметь некоторое снижение санкций, не самых главных и не самых болезненных. При правильной экономической политике, а не как сейчас, экономический рост в таких условиях можно обеспечить. Но в целом стать более конкурентоспособными мы не сможем». Главным текущим сюжетом Кудрин считает борьбу двух антикризисных стратегий: сторонников свободного движения капитала и поборников изоляционистского регулирования. Причём, «пока не сделан выбор в пользу одной из стратегий, побеждают элементы реакции». Вообще же: «На всех уровнях власти, в том числе на уровне первого лица, нет объективной оценки вызовов, которые встают перед Россией». Кремль пока исходит из того, что два-три года можно продержаться на остатках резервного фонда. А там что-нибудь придумается. Как говорил Ходжа Насреддин, или шах, или ишак.

«Свободное движение» – это сохранение прав крупного частного капитала в определении финансовых потоков. Эти права давно уже условны, решающее значение и до прошлого года имела государственная позиция. Но, по крайней мере, позиция магнатов учитывалась. «Изоляционизм» означает переход к полному «султанству»: тимар отнимается в любое время по первому желанию падишаха. А желание зависит от того, как идут дела у войска под стенами Вены. Иначе говоря, олигархия государственно-силовая готова экспроприировать олигархию частно-финансовую. Алексей Кудрин, профессионально представляющий неизбежный разнос экономики, обеспокоен такой перспективой.

Он вкратце набрасывает своё понимание необходимых мер. Прежде всего: «Взятый ранее общий уровень обязательств завышен и должен быть снижен. Мы должны перейти к более современной структуре бюджета, которая работала бы на рост». Это об урезании оборонки и социалки в пользу инноваций и инфраструктуры. На что, по его же словам, нынешняя власть не пойдёт (хотя по первой позиции могла бы). Далее о сокращении зарубежных товарных закупок: сокращение импорта: «Каждый должен понимать, что это я – каждый гражданин России – за счёт высоких цен и снижения жизненного уровня буду обеспечивать импортозамещение. Россия в одиночку не может производить весь спектр технологических продуктов. Десять ведущих стран мира в прошлом году потратили на технологии и новации 1,6 трлн, Россия — 38 млрд долларов». И, наконец, инвестиции: начать, по Кудрину, нужно с возвращения пенсионных накоплений, одёргивания правоохранительных органов, кадровых замен на ключевых государственных постах.

podoroz3Таковы теории. Практику же – в том числе экономическую – демонстрирует наш Крым.

«Крым – это Дикий Запад России», – сказал в мае 2014-го председатель Госсовета РК Владимир Константинов, подписывая соглашение о сотрудничестве с Заксобранием Санкт-Петербурга. Серьёзный бизнесмен 1990-х знает, что говорит. Эти слова, в отличие от многих других, наполняются реальным делом.

Общая стоимость активов, «отжатых» в Крыму за последний год, по данным исследования The New York Times, превысила миллиард. Не рублей, конечно. Под контроль и в собственность прокремлёвских властей полуострова перетянуты земельные площади, банки, судостроительные заводы, фермы, автозаправки, гостиницы. Формальную «правовую базу» создаёт экстренно принятый региональный закон «Об особенностях принудительного выкупа стратегических объектов в Крыму». Концентрацию имущества в своих руках крымское чиновничество называет национализацией. Подтверждая тем самым один из немногих точных тезисов Карла Маркса: «Государство есть частная собственность бюрократии».

Исполнение поручается силовым формированиям, которые действовали на подхвате у вооружённых сил РФ во время мартовской аннексии. Из последних по времени рейдов – взятие судостроительного завода «Залив» в Керчи (американское издание ссылается на бывшего председателя наблюдательного совета Николая Кузьменко). По его рассказу, смена собственника проводилась как военная операция, комбинированным вторжением с суши и с моря. Ни администрация, ни полиция, ни ФСБ не отозвались на вызовы с предприятия.

Прежде всего, конечно, отбирают собственность у украинских владельцев (у Коломойского ведь нет в Крыму своих боевых сил). Компенсации им не выплачиваются, (хотя Константинов давал подобное обещание), типа, на войне как на войне. Но не только. К примеру, в ходе национализации ЗАО «Ялтинская киностудия» (там когда-то снимали «Остров сокровищ», «Детей капитана Гранта», «Кавказскую пленницу» и «Пиратов XX века») потерял активы и вложения московский предприниматель Сергей Аршинов. Сам Путин попросил решить вопрос цивилизованно. Аршинов подал в суд на Совмин Крыма…

Похоже, впереди примерно такое движение капиталов. Не то, за которое ратует Кудрин. Характерно, что керчинский «Залив» брали люди в балаклавах. «Неустановленные лица» – известная надёжная методика.

Анатолий Кружевицын,  «В кризис.ру»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *