Ещё вчера внимание миллионов людей было приковано к Минску, где 18 часов продолжались напряжённые переговоры «нормандской четвёрки». Как и следовало ожидать, ситуация на пылающем Донбассе по-прежнему остается «гибридной». Главный итог тяжёлых дискуссий: в ночь с субботы на воскресенье должен быть установлен режим безусловного прекращения огня. На сегодня назначена встреча начальников генеральных штабов вооружённых сил Украины и России. В ближайшее время должен будет возобновить работу общий центр по контролю за выполнением договорённостей.

Украинская сторона не приняла неприемлемых условий

мн1Как рассказал по итогам переговоров Пётр Порошенко, украинской стороне пытались выставить ряд неприемлемых условий. «Мы не пошли ни на какие ультиматумы и чётко отметили, что прекращение огня объявляется без каких-либо предварительных условий», –  заявил президент Украины.

Основной горячей точкой на карте украинского Донбасса остаётся стратегически важный железнодорожный узел Дебальцево, без контроля над которым невозможно прямое сообщение между Донецком и Луганском. Без этого не может быть речи о бесперебойном снабжении т.н. «вооружённых сил Новороссии». И тем более о широкомасштабном наступлении до линии Харьков – Днепр – Одесса, или хотя бы по приморскому коридору от Мариуполя к Крыму и Приднестровью.

В канун минских переговоров в Дебальцево уже прошёл своебразный мини-референдум. Обе стороны конфликта предоставили автотранспорт для эвакуации мирных горожан. По официальным данным ОБСЕ, около 700 человек выбрали маршрут до территории, подконтрольной украинским военным, и только 30 – в сторону ДНР.  Что ждёт патриотов Украины, если силы АТО оставят Дебальцево, можно судить по сентябрьским событиям в поселке Ждановка, когда туда вернулись «ополченцы». Первым делом там был устроен «народный» самосуд.

Ассоциация Украины с Евросоюзом всё ещё «беспокоит» Кремль

мн3В соответствии с принципом «блаженны миротворцы», наибольшие политические и имиджевые дивиденды от минских переговоров получил хозяин встречи – президент Беларуси Александр Лукашенко. Впервые в Минск пожаловали лидеры двух ведущих государств Евросоюза – канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд.

12 февраля был подписан состоящий из 13 пунктов Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (имеются в виду протокол от 5 сентября 2014 года и меморандум от 19 сентября 2014 года). Подписи под документом поставили посол Хайди Тальявини, второй президент Украины Леонид Кучма, посол РФ в Киеве Михаил Зурабов. Как бы в индивидуальном порядке (без указания регалий) – Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.

Сыграть роль самодостаточных величин мировой политики главам ДНР и ЛНР не удалось. (Это же не издеваться на видеокамеру над пленными и не убивать своих же «бэтменов».) Не слишком блистал и президент РФ. Наряду с Меркель, Олландом и Порошенко, Владимир Путин подписал Декларацию в поддержку Комплекса мер. В этом документе подчеркивается, что все четверо подтверждают «полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины». Правда, при этом «уважении» ни словом не упоминается Крым…

Обтекаемая формулировка в целом созвучна позиции, которую обозначил месяц назад бывший премьер РФ Евгений Примаков. Пока «псевдолибералы» проводили очередной Гайдаровский форум, академик выступил в «Меркурий-клубе» с ежегодным докладом, по традиции опубликованном в правительственной «Российской газете». Затрагивая тему Украины, Примаков тогда отметил, что ввод войск РФ на юго-восток соседней страны «категорически недопустим», Кремль должен признать Донбасс частью Украины и именно с таких позиций вести переговоры с Западом. Но при этом Крым и Севастополь «не могут быть разменной монетой» на международных переговорах.

мн2Согласно минской Декларации, Берлин и Париж окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в зоне конфликта. Для этого, возможно, будет запущен «международный механизм для содействия осуществлению социальных выплат». Также говорится, что урегулированию кризиса на Донбассе будет способствовать «улучшенное сотрудничество» между Евросоюзом, Украиной и Россией, включая трехсторонние переговоры по энергетическим вопросам, в дополнение к зимнему газовому пакету.

Лидеры «нормандской четверки» поддержали идею переговоров между Брюсселем, Киевом и Москвой по поводу «обеспокоенности России» в связи с имплементацией Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Попутно было заявлено о приверженности видению «единого гуманитарного и экономического пространства от Атлантического до Тихого океана», причем на основе «полного уважения» международного права и принципов ОБСЕ. Таким образом, довольно-таки частный вопрос о торговой ассоциации Украины с Евросоюзом – стоивший президентского поста Виктору Януковичу, и послуживший спусковым крючком революции и толкающий мир к глобальному переустройству – пока что не решён. Но продолжает вызывать обеспокоенность.

Комплекс мер предусматривает создание буферной зоны, отвод тяжёлой артиллерии, освобождение заложников

В Комплексе мер по выполнению Минских соглашений предусмотрено создание общей буферной зоны шириной 50 километров. Прекращение огня должно сопровождаться отводом тяжёлой артиллерии калибром более 100 мм. Войска ДНР/ЛНР (в документе они дипломатично названы «вооружёнными формированиями отдельных районов Донецкой и Луганской областей») должны отвести орудия на расстояние от «Минской линии». Войска АТО – на 25 километров от «фактической линии соприкосновения». При этом буферная зона для реактивных систем залпового огня будет составлять 70 километров, а для РСЗО типа «Смерч», «Торнадо» и «Ураган», а также тактических ракетных систем «Точка» («Точка У») — 140 километров. Для отвода тяжёлой артиллерии установлен срок в 14 дней.

мн5Предусмотрено освобождение всех заложников в течение 19 дней. Пётр Порошенко поднял вопрос об освобождении военной летчицы Надежды Савченко, депутата Верховной Рады и члена украинской делегации при Парламентской Ассамблее ОБСЕ. Российская сторона добивается завершения медицинской экспертизы и предварительного следствия. Порошенко требует немедленно освободить Савченко. Его позицию поддержали Меркель и Олланд.

По словам Порошенко, сформулировано чёткое обязательство «о выводе в ближайшее время всех иностранных войск с территории Украины». Вряд ли под этим имеется виду вывод Черноморского флота РФ из Севастополя и Крыма. Хотя, кстати, российская Госдума сама проявила инициативу и денонсировала Харьковские соглашения. В 10-м пункте Комплекса мер говорится о выводе всех «иностранных вооружённых формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ» и даже о «разоружении всех незаконных групп». Но при этом в приложении к Комплексу мер предусмотрено формирование «отрядов народной милиции» по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Так что руководящие группировки ДНР/ЛНР оговорили своё право на собственные силовые структуры.

Подробно расписана и имплементация части Минских соглашений по перекрытию государственной границы Украины. Отмечено, что после завершения политического урегулирования должна быть введена общая защита украинской границы с участием представителей ОБСЕ. На втором этапе до конца 2015 года сотрудники Госпогранслужбы Украины в полном объёме должны восстановить контроль над границей. Тоже шаг вперёд, но заметим – весьма растянутый во времени.

Масштабы целей инициаторов войны на глазах сокращаются

мн7Власти РФ жёстко настаивали на статусе автономии для территорий, контролируемых ДНР и ЛНР. Но представители Украины на попятную не пошли. Как заявил Порошенко, полномочия регионов будут расширяться исключительно в рамках конституционных изменений относительно децентрализации.

Именно это, пожалуй, является главным политическим вопросом. Ни для кого не секрет, что смысл «мятежа» заключался в подавлении Революции Достоинства. Когда невозможность «окончательного решения» стала очевидной, зашла речь об отторжении Донбасса, потом о федерализации, наконец, об автономизации. Любой термин может прикрыть суть – создание анклава, не признающего революционных перемен, продолжающего жить «по Януковичу». И под эгидой Кремля.

С этой точки зрения трудно сходу дать оценку политических итогов встречи в Минске. Но одно ясно: масштабность целей инициаторов войны на глазах сокращается. Речь идёт уже даже не обо всём Донбассе, а о сравнительно небольших территориях. Где попытаются законсервировать прежний статус и создать очаг контрреволюции.

Будут ли соблюдаться Декларация лидеров и Комплекс мер, станет ясно уже послезавтра, 15 февраля. Вероятность срыва новых договорённостей остается высокой. Их реализация объективно не выгодна «ястребам» из влиятельной в России «партии войны до последнего «новоросса».

Константин Гришинский, специально для «В кризис.ру»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *