На днях группировка «Исламское государство» обнародовала видео, на котором запечатлена казнь израильского гражданина Мухаммада Саида Исмаила Мусалама. Террористы заставили своего пленника признать себя агентом «Моссада». Изощрённость методов насилия, применяемых ИГИЛ, поражает. На этот раз функции палача исламистские боевики поручили ребёнку. Экстремисты ХАМАСа также нередко используют детей в своих пропагандистских роликах, но до такого они ещё не додумались.
На первый взгляд, группировка «Исламское государство» не представляет серьёзной практической угрозы для Израиля. Основные силы джихадистов сосредоточены в Ираке и Сирии. Исламисты, действующие на сирийской территории, увязли в боях с правительственными войсками, поддерживаемыми ливанской «Хизбаллой». Но уже стоит отметить, что бои ведутся в непосредственной близости от северной границы Израиля. Однако при этом командование ЦАХАЛа опасается не столько нападений террористов ИГИЛ и «Джебхат-ан-Нусра», сколько диверсий «Хизбаллы». Комментируя ситуацию на сирийской части Голан, заместитель командира 210-й дивизии полковник Нир Бен-Давид еще в сентябре 2014 года заявил буквально следующее: «ИГИЛ – это очень далеко от нас. Сотни километров. Игиловцы сражаются с армией Асада на другом краю Сирии, на границе с Ираком. Мы пока не видим ни малейших признаков появления ИГИЛ на Голанах».
Израильские ВВС не раз наносили удары по военным объектам Сирии. Однако Иерусалим не принимает участия в кампании США и их союзников против ИГИЛ. По мнению ряда израильских аналитиков, Иран, активно разрабатывающий атомное оружие, представляет для еврейского государства куда большую угрозу, чем ИГИЛ. Тегеран и Дамаск обвиняют Иерусалим в тайной поддержке радикальных исламистов.
Деятельность ИГИЛ на территории Израиля запрещена. Соответствующее постановление было принято в сентябре 2014 года. Тем не менее, опасность проникновения в страну идеологии радикального ислама в его суннитских версиях нельзя недооценивать. Спецслужбы активно выявляют последователей ИГИЛ, которые пытаются вербовать боевиков среди израильских арабов. Делаются попытки переправить добровольцев в Сирию и Ирак, где не прекращаются ожесточённые бои с правительственными войсками и курдскими отрядами самообороны. Так, в октябре 2014 года Служба общей безопасности (ШАБАК) арестовала жителя деревни Яфие Хамзу Сами Сари Магасме по подозрению в сотрудничестве с ИГИЛ. На допросе молодой человек признал, что вместе со своими друзьями какое-то время находился в тренировочном лагере ИГИЛ.
Израиль продолжает готовиться к войне с ХАМАСом и «Хизбаллой». Опыт Второй ливанской войны показывает, что одновременное противостояние на двух фронтах – задача, для ЦАХАЛа посильная. Но последствия ежедневных обстрелов для израильских городов могут быть достаточно ощутимыми. Даже если открытого конфликта с ХАМАСом и «Хизбаллой» удастся избежать, израильскому командованию придётся и дальше поддерживать высокую степень боеготовности как на юге, так и на севере страны. Открытие третьего фронта против ИГИЛ не входит в его планы.
Однако наблюдатели не исключают, что группировка «Исламское государство» будет использовать для нападения на Израиль территории сопредельных стран – Сирии, Иордании и Египта. Хашимитское королевство и Израиль заинтересованы в тесном сотрудничестве на уровне спецслужб против радикальных исламистов. Одновременно ЦАХАЛ вынужден предпринимать дополнительные шаги по укреплению обороноспособности в районе египетско-израильской границы. Иерусалим и Каир являются союзниками в борьбе с джихадистами, развернувшими активную подрывную деятельность на Синайском полуострове после свержения президента Мурси. Не исключено, что к запуску ракет по Эйлату причастна террористическая группировка «Ансар Бейт аль-Мекдам», присягнувшая на верность ИГИЛ. И хотя с тех пор прошло немало времени, опасность новых обстрелов с Синая будет сохраняться.
Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»