Казалось бы, давняя отмена прямых губернаторских выборов лишила региональную политическую жизнь оживлённости и интриги. Это не совсем так. Интрига-то точно есть. Иногда криминальная, как с сахалинским Хорошавиным. Но чаще – просто номенклатурная. Здесь свои изыски. Скажем, за какие грехи брошен на сельское хозяйство сильный человек Юга России Александр Ткачёв? Не за потоп же в Крымске, не за националистические высказывания, тем более не за гонения на экологов в природоохранной зоне черноморского побережья Кавказа? А свежеслучившаяся отставка главы Ленинградской области Александра Дрозденко, столь же внезапная, сколь и предсказуемая?
Постараемся разобраться. Если оценивать социально-экономические результаты деятельности Дрозденко на губернаторском посту с 2012 года, они выглядят более-менее приемлемо. Во всяком случае, нисколько не хуже большинства других регионов. Возьмём некоторые итоги 2014 года, оставив за скобками ход строительства инфраструктуры на побережье Финского залива, того же портового комплекса в Усть-Луге. Есть и другие параметры.
Скажем, в прошлом году Ленинградская область вышла на первое место в России по производству яиц и молочной продуктивности коров. На третье – по мясу птицы. А ведь не так давно коммунистические оппозиционеры сетовали на развал промышленного птицеводства. Первым об этом заговорил ещё в незапамятном 1989-м никто иной, как Егор Кузьмич Лигачёв. А теперь в Ленобласти яиц произведено 3,11 млрд штук, молока – 565,9 тысяч тонн. Рост отмечен и по позициям зерновых и овощей.
Бравурно звучали отчёты со строительных полей. За 2014-й введено 1,6 млн кв. м жилья, активно идёт дорожное строительство на трассе «Сортавала» и отрезках Лосево—Каменногорск и Каменногорск—Выборг. Наконец, футбольный клуб «Тосно» реально претендует на переход в премьер-лигу. Случись такое, мы получим жаркие схватки с «Зенитом», что интересно уже само по себе.
Собственно, самоотчётный характер носила и «отставная» встреча Дрозденко с Путиным в Сочи. Губернатор доложил президенту про профицит областного бюджета, увеличение прибылей предприятий, рост налоговых поступлений. Рассказал и о планах развития здравоохранения. Единственный же упрёк президента дословно звучал так: «Нужно напрямую работать с людьми, нужно до людей донести Ваши планы по развитию области. Причём не формально, не только через средства массовой информации». То есть, нам предлагается считать, что успешный хозяйственник отстранён за неуважение к подданным…
Придраться к Александру Дрозденко можно было за избыточное административное пристрастие к родному Кингисеппу и пристальное внимание к Гатчине. Одно время даже поговаривали, что он собирается перенести в неё областную столицу. Но в России чиновников за это от должности не отрешают.
Ларчик открывается просто. Верховная власть активно готовится к думским и президентским выборам 2016-го и 2018 годов. Зная о реальной ситуации в стране больше, чем вещает телеагитпроп, Кремль тщательно расстилает региональную соломку. Тем более в таком субъекте Федерации, как Ленинградская область, прославленная пикалёвцами и всеволожскими «фордостроителями». Кроме того, совпадение федеральных выборов с региональными означает повышенную явку избирателей, а значит, некоторую непредсказуемость итогов даже в чуровских условиях. Рисковать не стоит. Найдётся кадр, проверенный «крымской эрой», а не выдвинувшийся в далёком 2012-м.
Тема превентивной отставки Дрозденко возникла в прошлом году. Но тогда в Кремле, а точнее, на Старой площади, посчитали, что хватит и тех 30 регионов, где эти мероприятия прошли по плану. Однако тренд сохранился. Правда, теперь он, как в случае с Дрозденко, работает скорее избирательно.
Что же дальше? Пока ничего особенного. Дрозденко будет и.о. губернатора до внеочередных выборов, которые состоятся в этом сентябре. Среди возможных преемников называют депутатов областного Законодательного собрания Александра Перминова (СР) и Андрея Лебедева (ЛДПР), а также думца Николая Кузьмина (КПРФ). Интересно, кто-то ждал другого состава?
Такие отставки по нынешним временам – не столько опала, сколько показатель высочайшего доверия. Чужие на досрочку не ходят. Это вам не выборы из лихих девяностых.
Аркадий Орлов, «В кризис.ру»