Порой незначительное с виду происшествие может стать темой важного разговора на самые злободневные темы. Вчерашний пожар в петербургском административно-деловом комплексе «Невская Ратуша» сам по себе значил немного. Однако он позволяет вспомнить о многих важных нюансах.
Когда в разгар рабочего дня что-то горит в двух шагах от Смольного, это всегда резонансно. Столб дыма, тревожный перезвон телефонов, сотни постов в соцсетях. Потом выясняется, что загорелся утеплитель во дворе-колодце на углу Дегтярного переулка и Новгородской улицы, площадь возгорания составила порядка 50 квадратных метров. Несколько рекламно прозвучали слова администрации проекта «Невская ратуша» о том, что комплекс зданий оборудован всеми аварийными системами, которые справились с огнём ещё до приезда пожарных. Самое главное – на сроки сдачи объекта это происшествие никак не повлияет.
Вот тут-то и появляется повод вспомнить – что это, собственно говоря, за объект и зачем он строится на дорогущей земле рядом со зданием городского правительства.
Насчет дорогущей, это вовсе не фигура речи. Скажем, участок в 25 соток на расположенной по соседству улице Моисеенко выставлен на продажу по стартовой цене 175 млн рублей. И он наверняка уйдёт как горячий пирожок. Не очень сложно посчитать, сколько стоят 6,1 «ратушных» га.
Если можно так выразиться, автор этих строк, будучи журналистом одного специализированного строительного издания, стоял чуть ли не у истоков рождения проекта «Невская ратуша». Во всяком случае, бурные обсуждения проекта на петербургском Градостроительном совете застал и с архитекторами разговаривал.
Лет семь-восемь назад замысел был таков: построить неподалеку от Смольного некий комплекс и переселить в него все территориальные комитеты городского правительства, разбросанные по городу. Чтобы чиновники всегда были под рукой у главного чиновника. Вопрос, зачем нужно ручное управление в эру высоких технологий и быстрых коммуникаций, спускался на тормозах. Или переходил в разряд обсуждения, как будет здорово облагородить депрессивную территорию бывшего трамвайного парка. Было это во времена губернаторства Валентины Матвиенко, которая вообще трамваи уважала не сильно.
Так что один проект, получивший название «Невская ратуша», убивал череду зайцев. В том числе малозаметных. Здесь стоит напомнить, что именно при Матвиенко Смольный подписал соглашение с инвестором – «ВТБ Девелопмент» – о выкупе за счёт бюджета части помещений «Невской ратуши». А этой структурой в то время руководил никто иной, как Сергей Матвиенко, сын Валентины Ивановны.
Тема интересна сама по себе даже не смысле причинно-родственных связей. Просто в России главный принцип окупаемости и даже прибыльности долгоиграющих девелоперских проектов – участие в них властных структур. Смычка государственного ВТБ с государственной властью беспроигрышна. Недаром в сентябре 2009 года банк «ВТБ» был признан стратегическим инвестором Петербурга. Так что возврат вложений так или иначе гарантирован. А они велики.
Если общая стоимость «Невской ратуши», получившей статус стратегического проекта, оценивается в 31 млрд рублей, то из общей площади в 370 тысяч квадратных метров под них отводится 115 тысяч. При этом город будет выкупать их с многолетней рассрочкой. По некоторым оценкам, это обойдётся в 12 млрд рублей.
Теперь постараемся ответить, на какую стратегию тратятся такие большие средства в такое нелёгкое время. Вопрос переселения в новые апартаменты сразу встретил глухое сопротивление петербургских чиновников. Привыкших к кабинетам на улице Зодчего России, на Караванной или вообще на Невском проспекте. Кто побеждает в таких противостояниях, нам хорошо известно на фоне разговоров о переносе федеральных министерств и ведомств на территорию Новой Москвы. Недаром ещё на этапе строительства стали появляться мысли, что в «Невской ратуше» лучше разместить нечто вроде дворца пионеров. А ещё лучше вообще отдать его правительству Ленинградской области.
Впрочем, в Санкт-Петербурге случился вариант несколько удивительный – с отделением овнов от козлищ. Доподлинно неизвестно, какой была система отбора. Зато теперь вроде ясно, кому придётся покинуть привычные пенаты. Думается, что здесь уместно привести весь список, хотя бы комитетский.
Вещи должны собирать функционеры девяти комитетов петербургской администрации: по социальной политике, по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями, по физкультуре и спорту, по труду и занятости населения, по науке и высшей школе, по градостроительству и архитектуре, по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, по благоустройству и жилищный. Интересно, чем они лучше Комитета по строительству или, скажем, Комитета по культуре, которые остаются на прежних диспозициях?
Что касается других организаций, то переезд грозит 15 структурам. Всего в «Невскую ратушу» должно перебраться порядка 4 тысяч человек. Правда, сейчас возникает вопрос, когда это может случиться?
Дело в том, что сроки въезда в новые административные помещения уже переносились. Сначала окончательной датой называлось лето 2013 года, потом конец 2014-го, затем – январь 2015-го. Теперь говорят о конце текущего года. Но пока особых телодвижений по этому поводу не наблюдается. Из официальных источников известно, что идёт процесс согласования, кто и где будет размещён. Между тем в «Невской ратуше» уже функционирует два бизнес-центра, в которые активно заселяются арендаторы. Между прочим, эти помещения входят в первую очередь комплекса. Бизнесменов понять можно – проблема с качественной офисной недвижимостью для Северной столицы весьма актуальна. Но насколько – в нынешних условиях – злободневна идея переселения чиновников?
Здесь можно задаться и очередным вопросом: что будет с теми помещениями, которые они покинут? Версий здесь несколько. Первая – они будут проданы с торгов, вторая – в них разместятся учреждения культуры. Дело, конечно, нужное. Случись первое – пополнится похудевший городской бюджет. При втором варианте подфартит мастерам культуры. Другой разговор, в какую копеечку выльется очередное переоборудование.
Аркадий Орлов, «В кризис.ру»