С момента падения пассажирского самолёта А-321, принадлежавшего компании «Когалымавиа», прошло 10 дней. Спор о причинах катастрофы не утихает. Трагедию пытались «повесить» на собственников аэробуса, на фирму-производителя, на экипаж. Но в последнее дни на первый план вышли совершенно иные мотивы. Россиянам запрещены полёты в Египет. Премьер Дмитрий Медведев открытым текстом заявил сегодня о «вероятности террористического акта».
Этот след напрашивался с самого начала. Однако непосредственных доказательств его не было. Всю прошедшую неделю официальные лица РФ говорили о чём угодно, только не о теракте. Ространснадзор наложил вето на использование аэробусов этой марки до окончания разбирательств. В московском офисе «Когалымавиа» провели обыски следователи СК, так и не объяснив, что именно искали. Фоном стоял вопрос: отчего не среагировал экипаж?
С погибших пилотов быстро сняли все подозрения. Восстановленная картина происшествия исключала какую-либо возможность повлиять на процесс саморазрушения самолёта. Кабина пилотов в данной модели аэробуса не герметизирована, поэтому при резкой разгерметизации на большой высоте человека постигает декомпрессия. Содержащийся в крови азот буквально «закипает», что приводит к одномоментной, остановке сердца. С высоты 9,5 километров пассажиры падали уже мёртвыми.
Расшифровка чёрного ящика привела к скромным результатам: в конце записи слышен шум, совершенно не характерный для штатной работы аэробуса. Уже высказываются мысли о том, что загадочный звук произведён разрывом корпуса. Правда, взрыва на записи не прослушивается, и это наводит на некоторые размышления.
Одна страна за другой принимает версию о теракте. Последним на данный момент стал Израиль. В это тем легче верится, что ИГИЛ, запрещённое в России, уже дважды распространяло заявления о своей причастности к авиакатастрофе над Синаем. В последний раз это было сделано от имени некоего Абу Осамы аль-Масри, представляющего «Синайский вилайят» Исламского государства. По словам самого аль-Масри, он был куда более умеренным исламистом – до того времени, как генерал ас-Сиси, возглавляющий военное правительство Египта, начал зачищать страну от последователей радикального ислама.
До этого четыре бородача невнятно надиктовали на камеру что-то вроде признания в содеянном. Количество желающих говорить от имени ИГИЛ, похоже, увеличивается с течением времени. Именно это не позволяет до конца верить в искренность подобных заявлений. Но есть и ещё несколько соображений, о которых пока не принято говорить вслух. Киль самолёта оторван слишком аккуратно. При взрыве такого быть не может. Но и версия об усталостных процессах в металле не даёт ответа об аккуратном отрыве хвоста. То, что он отвалился не сам по себе, кажется, уже понятно. Но бомба, даже и заложенная в фюзеляж, слишком конструктивно сложна. Такой отрыв обеспечивается вмонтированными в саму конструкцию шашками. Однако проделать такое возможно только в аэропорту приписки, поскольку работы по минированию киля для ювелирно точного взрыва очень трудоемки, не говоря уже об их заметности.
ИГИЛ больше года бомбит несколько западных стран, 60 государств по сути находятся в состоянии войны. При этом самолёты ни одного из этих государств ни разу не взрывались. Разовые теракты вообще не соотносились до сих пор со стилем ИГИЛ. Это формирование оперирует на уровне государств и нефтерынков, а не взорванных самолётов. К тому же, ВВС РФ бомбят в основном другую сирийскую оппозицию, пролетая мимо над гнёздами ИГИЛ.
Зато хорошо известно, что россияне ежегодно вывозят с туристическими рейсами до 50 млрд рублей. Что уже стало причиной озабоченности правительства, которое бьёт тревогу по поводу исчерпания кубышки Стабфонда. Денег не хватит дольше, чем на 2016 год. Вывоз средств на этом фоне требуется прекратить. Ещё интереснее выгода, приобретаемая Россией в виде формального повода для ввода сухопутных сил в Сирию. Наконец, возможная причина – битва за активы Аэрофлота, которые предполагается расширить за счет пожирания этим китом перевозчиков меньшего размера. История с «Трансаэро» тому прямое подтверждение.
Непосредственное участие исламистов даже возможно, в этом нет ничего невероятного. Если ИГИЛ пока не имеет особых претензий к РФ, то этого нельзя сказать о египетских исламистских группировках, для которых Путин – союзник их врага ас-Сиси. Достаточно много радикалов от ислама было в свое время вытеснено с Кавказа на Ближний Восток. А закладывать взрывное устройство теоретически можно было и в Самаре, где самолёт садился на дозаправку. Если эта версия будет признана правдоподобной, встанет вопрос: на что ушли 16 лет «мочения террористов»?
Алексей Адамов, специально для «В кризис.ру»