Стабильность российского общества показывает свою истинную сущность и подлинную цену. Не все социальные группы безропотно отступают, когда власть нарушает их интересы. Формы протеста бывают многообразны, не обязательно демонстрации и забастовки. Сегодняшний пример – всероссийская акция водителей-дальнобойщиков.
Протест спровоцирован постановлением правительства РФ, которое с 15 ноября вводит новый тариф для проезда автомобилей весом свыше 12 тонн по федеральным дорогам общего пользования. Вроде бы тарифы даже снижаются. Сейчас это 3 рубля 50 копеек за километр пути. С 15 ноября 2015-го до 29 февраля 2016-го станет 1 рубль 53 копейки. Потом вновь повысится – 3 рубля 6 копеек – с 1 марта 2016-го до 31 декабря 2018-го. Размер взимания платы в счёт возмещения ущерба с грузоперевозчиков должен был составить 3 рубля 73 копейки за километр. Но всё не так просто. Как обычно, «дьявол в деталях».
Специалисты транспортной отрасли по пунктам объяснили нам суть проблемы. Во-первых, сейчас перевозчики платят транспортный налог с лошадиной силы. В постоянно растущую стоимость топлива входит акциз, который по идее и должен идти на ремонт дорог. Выходит, теперь ещё один непонятный налог вводится явочным порядком.
Далее. На Западе хозяева большегрузов платят за пройденный путь. У нас же с дальнобойщиков будут требовать предоплаты. Для примера – предприятию с автопарком в 300 грузовиков это обойдётся примерно в 4 млн рублей ежемесячно. Откуда брать эти деньги? Из тающих оборотных средств?
Третье соображение касается работы системы взимания платежей «Платон», которая в полном объёме не прошла положенное тестирование и на деле оказалась весьма «сырой». Как высказался один из участников протеста: «Чтобы что-то получить, надо сначала что-то дать. Дали бы сначала дороги соответствующие, а потом и сказали бы: «Ребята, за это надо платить. Мы понесли такие вот затраты, а вы теперь экономите на топливе и запчастях, не гробите свои машины, потому что дороги хорошие». Почему с этой экономии не платить в бюджет? Это было бы справедливо». Было бы… Но ведь реально – далеко не так.
Можно поговорить о том, что по нашим дорогам конструктивно предусмотрено передвижение автомобилей весом до 40 тонн. В таком режиме они должны отвечать предъявляемым требованиям минимум 10 лет. Здесь следует помнить, что большегрузы, как правило, ездят в крайнем правом ряду. Тогда как адская колея обычно наблюдается в крайнем левом, по которому гоняют любители быстрой езды на частных автомобилях далеко не грузовой категории.
Наконец, зарубежных перевозчиков о российских нововведениях никто уведомить не удосужился. Значит, с ними будут действовать нормы, установленные межправительственными соглашениями. В этом некоторые эксперты усматривают пример освященной свыше недобросовестной конкуренции – иностранцы получат на наших дорогах ощутимые преимущества.
Другие же получат другое – череду конфликтов с российскими контролирующими органами и дорожной полицией. Потому что никому не хочется платить лишь за однократное нарушение 450 тысяч рублей, если ты лицо юридическое, и даже 50 тысяч, если – всего лишь частный предприниматель с одним-единственным личным грузовиком.
Сегодня протест дальнобойщиков громыхнул от Карелии до Белгорода, от Москвы до Томска. Тактика действий была избрана вполне законная. Колонны грузовиков ехали с минимально разрешенной скоростью или останавливались, включая «аварийки». Наиболее действенна комбинация этих методов на конкретной трассе – транспортный коллапс обеспечен. Картина порой напоминала сцены из американского фильма «Конвой» с Крисом Кристофферсоном в главной роли.
Но в то же время – в акции участвовало всего лишь несколько сотен автомобилей. О всероссийском протестном центре говорить не приходится. Может быть, с учётом репрессивного законодательства это и правильно. Ведь даже в таком формате отмечено несколько задержаний. В отделы полиции доставлены руководитель челябинского клуба дальнобойщиков «Братство» Кирилл Карташков, смоленский лидер Роман Бочков, несколько человек в Волгоградской и Ивановской областях. Как минимум в одном случае – с Карташковым – уже пошла речь об «экстремизме». Наиболее жёстко повернулись события на трассе М4 «Дон» в Ростовской области. Под Аксаем дальнобойщиков разгонял ОМОН.
Массовый рабочий протест? Способный перерасти в политические выступления? Как в Чили 1972–1973-го, именно забастовка водителей грузовиков нанесла сокрушительный удар по социалистическому режиму Альенде и заставила генерала Пиночета включаться, пока не поздно. Нет, так не думается. Вероятно, хозяева большегрузов ограничатся нынешними предупредительными жестами. В крайнем случае, повторят их после 15 ноября.
Пресс-служба Федерального дорожного агентства распространила позицию властей. Доводы вкратце таковы. Якобы предлагаемые меры сделают грузоперевозки на федеральных трассах «более прозрачными». А то из 1,5 млн зарегистрированных в России большегрузов порядка 20% принадлежат частным лицам. Которые зачастую «занимаются незаконной коммерческой деятельностью». Штрафами их рассчитывают вернуть правовое поле. (Правда, санкции коснутся всех перевозчиков, включая легальных – Прим. авт.). В целом рынок автогрузоперевозок в РФ перенасыщен в виду своей прибыльности. (Пора раскулачивать? – Прим. авт.). Новые правила выявят, кто эффективно ведет свой бизнес. (Репрессивные меры снова рассматриваются как оптимальные? – Прим. авт.). Сегодняшний протест власти характеризуют как попытку шантажа государства со стороны нелегалов. При том, что дговороспособная власть идёт на снижение тарифа. (Правда, предложения бизнес-омбудсмена Бориса Титова – нулевая ставка платы до 1 июля 2016 года с последующим снижением до 1 рубля за километр и недопущением авансовых платежей – в правительстве понимания и не встретили. – Прим. авт.).
Ну и напоследок – от платы будут освобождены перевозки людей, пожарные, «скорая», МЧС, полиция… Трогательнао. Насколько помнится, у полиции большегрузы есть. В виде автозаков на базе КамАЗов.
Николай Кольский, «В кризис.ру»