Анкара отказывается приносить извинения за сбитый бомбардировщик. Москва вводит пакет антитурецкий санкций. Встреча президентов на парижском климатическом форуме демонстративно не состоялась. Российский президент срециально предпочёл в очередной раз опоздать. Эрдоган и Путин советуют друг другу не играть с огнём. При этом турецкий президент намекает, что в случае очередного нарушения воздушной границы его страны любые самолёты будут сбиваться и дальше.
Подписанный Владимиром Путиным указ о санкциях в отношении Турции, вероятно, войдёт в историю. Назван документ длинно, но скромно: «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики». На территории РФ запрещается или ограничивается ввоз разных видов турецких товаров, прежде всего овощей, фруктов и одежды. То же касается работ, производимых в России турецкими компаниями (хотя здание «Газпрома» в Петербурге турки продолжают возводить). Вводится запрет для заказчиков и работодателей, не включённых в определяемый правительством РФ перечень на «привлечение с 1 января 2016 г. для осуществления трудовой деятельности работников из числа граждан Турции, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 г.» (перечень определит правительство РФ). Самой серьёзной антитурецкой мерой Кремля стала приостановка безвизового режима с Турцией с 1 января 2016 года. Российский турпоток в Турцию блокируется. Не говоря о «Потоке» газовом.
Президентский пресс-секретарь Д. Песков заявил журналистам в ходе пятничной телефонной конференции, что «на данный момент, к сожалению, наши партнёры не готовы работать одной коалицией». В просторечии это называется «вовремя дошло». С самого начала было очевидно, что взаимодействие союзников Башара Асада с его противниками наладить не удастся. Общий враг в лице ИГИЛ не очень помогает, поскольку противниками Кремля являются другие противники ИГИЛ. Например, те же сирийские туркмены, вюющие и с ИГИЛ, и с Асадом. Когда Барак Обама говорит о двух коалициях – 65 стран против ИГИЛ и России с Ираном за Асада – он всего лишь констатирует факт.
Песковский комментарий прозвучал меньше чем через сутки после встречи Владимира Путина с Франсуа Олландом и обнадёживающего замечания, будто Россия «готова сотрудничать с коалицией, которая во главе с Соединенными Штатами». Путин стремится сотрудничать на своих условиях, обеспечивая дипломатическое и военное прикрытие Асаду. Не только (может быть, и не столько) от ИГИЛ, но и от оппозиции, поддерживаемой западными странами.
Западная коалиция наносит авиаудары без разрешения Дамаска. Москва называет это незаконным. По сообщениям французских информационных агентств, 27 ноября министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус допускал использование сирийской правительственной армии против ИГИЛ, но только в контексте переходного периода – который приведёт к отстранению Асада от власти.
Между тем, борьба за сирийское небо разгорается с новой силой. Минобороны РФ приняло решение разместить в Сирии ЗРК С-400. При этом данное мероприятие было обставлено так, чтобы ни у кого не возникло сомнений: ответ будет жёстким. В официальных российских СМИ был показан ролик, на котором можно хорошо разглядеть это грозное оружие. Со своей стороны власти Турции заявили, что если турецкий самолёт будет сбит российской ракетой, такое действие будет рассматриваться как акт агрессии.
Некоторые попытки разрядить обстановку всё же были предприняты с обеих сторон. Эрдоган предлагал Путину встречу. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сказал, что Россия не будет воевать с Турцией. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу назвал «открытые каналы связи с Россией» приоритетом Анкары. Однако недавно ещё партнёрские отношения между двумя довольно сходными режимами резко подорваны. Они будут обсуждаться на экстренном саммите ЕС–Турция, который стартует в Брюсселе.
Ключевые игроки не могут не реагировать на произошедшее. Иран и Сирия традиционно заняли пророссийскую позицию. Израиль не поддержал Анкару – турецкую реакцию на нарушение воздушного пространства в Тель-Авиве посчитали непропорциональной. Совпадение парадоксально лишь на первый взгляд – Израиль рассматривает режим Эрдогана как опасного противника. В этих условиях Турция попытается заручиться поддержкой НАТО. Где большинство членов хотели бы обойти стороной российско-турецкий конфликт.
Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»