В то время, как весь остальной мир стоит на ушах от лихорадки Зика, РФ озабочена в принципе банальным гриппом. Эпидемия уже приняла общенациональный характер. При этом выясняются как несомненные плюсы нашей системы здравоохранения, так и её очевидные минусы.
По данным Роспотребнадзора, содержащим раскладки и по возрастам, и по регионам, заболеваемость гриппом и ОРВИ превысила эпидемический порог в 74 российских регионах, в 26 из них показатель превышен более чем вдвое. В возрастной категории «до шести лет» превышение эпидпорогов отмечено в 65 субъектах, среди школьников – в 59, среди взрослых – в 66 регионах. Около 9 тысяч школ и свыше 1,6 тысячи детских садов закрыто на карантин именно из-за гриппа и ОРВИ.
Лабораторные исследования за период с 28 декабря по 10 января показывают: из всех обнаруженных вирусов 80% составили вирусы гриппа «А», 19% – вирусы гриппа «B». При этом из числа вирусов гриппа «А» 80% – это вирус AH1N1-2009, тот самый пресловутый свиной грипп, 19,8% – AH3N2. Данные по смертности на конец января – 126 человек. Для сравнения, в куда более скученной и, как нас уверяют, поголовно непривитой Украине – порядка 170.
Статистике можно верить или не верить. Известны случаи, когда медики на местах не стремились как можно быстрее выявить истинную причину заболеваний и даже скрывали случаи гриппа. Кроме того, зафиксированы случаи прямых должностных преступлений, когда медики ради приличной статистики не указывали в графе «причина смерти» диагноз «грипп». Слышно и о многочисленных проверках, связанных с выявлением свиного гриппа.
Есть и ещё одна причина нынешней эпидемии. Дело в том, что предпринятая в последнее время «оптимизация» отечественной медицины, судя по всему, была рассчитана на практически здоровое население, которое обращается к врачам только в случаях крайней нужды. Соответственно, под нож пошли тысячи койко-мест в стационарах. И если раньше участковый терапевт мог отправить больного в больницу хотя бы для подстраховки, то теперь такой вариант не проходит. Более того – бывает, что человека выписывают с температурой уже из стационара. Потому что место нужно для другого больного. Однако амбулаторное лечение не всегда помогает. Хотя бы потому, что многие не рискуют в условиях кризиса залеживаться в постели и стараются побыстрее выйти на работу. Благие увещевания вроде «Дайте людям переболеть, не гоните их на работу!» на стандартного работодателя не особенно действуют. Ему тоже приходится несладко, а ту вдобавок и грипп.
Допустим, здравоохранительные органы, как они нас уверяют, к нынешней эпидемии были готовы. В первую очередь – в плане определения наиболее опасного штамма. Потому и привили 45 млн россиян, что составило немногим менее трети российского населения. Но и в этих данных есть лукавство. Нам говорят, что бесплатно сделали прививки 40 млн россиян. Получается, что оставшимся пришлось платить? И тут мы подходим уже к экономической составляющей.
По утверждениям представителей Минздрава РФ, медицинские организации в полной мере обеспечены всем необходимым для борьбы с гриппом. Однако информация с мест говорит совсем о другом. Взять тот же швейцарский препарат «Тамифлю» (осельтамивир), рекомендованный для профилактики и лечения именно свиного гриппа Всемирной организацией здравоохранения. Сейчас его днём с огнём не найти в аптеках даже крупных городов. Более того, в остром дефиците оказались оксолиновая мазь и обычные медицинские маски. При этом специалисты отмечают – уж «Тамифлю»-то никуда исчезнуть не мог, даже – не имел права. Потому что входит в перечень жизненно важных лекарств, утвержденный на правительственном уровне, и должен быть всегда и везде.
Но здесь есть одна чисто экономическая тонкость. Исчезновение из аптек противовирусных препаратов некоторые эксперты связывают с ослаблением рубля по отношению к доллару и евро. Проще говоря, при таких валютных условиях отдельными лекарствами торговать в РФ становится попросту невыгодно. К тому же цены на жизненно важные препараты, тот же «Тамифлю», регулируются государством и не могут быть завышены. Однако система централизованных госзакупок медикаментов умерла вместе с СССР, сейчас этим занимаются более эффективные и гибкие частные структуры. Им только не надо мешать. Когда же закупщик покупает лекарства в Европе, а потом продаёт его в РФ в два раза дешевле, то дефицит, как и паника среди населения со сметанием с полок любых лекарств, неизбежны. Так случается всегда, когда наше государство своими слоновьими габаритами влезает в чуждые для него системы. И никакими правительственными постановления и распоряжениями тут делу не поможешь. Даже под маркой «борьбы со спекулянтами, которые наживаются на народном горе». Хотя да – зима издавна считается у владельцев аптек временем наиболее хлебным, здесь буквально месяц год кормит. И ничего поделать с этим уже нельзя.
Наверное, всегда лучше, когда ситуация оценивается не в общем, а на конкретном примере. Вот и возьмем Санкт-Петербург. Где, по имеющимся данным, от гриппа, точнее, от вызванных им осложнений, чаще всего пневмонии уже умерли более 30 человек. Сравните с общероссийским показателем и почувствуйте опасность.
При этом прививочная кампания в городе прошла более-менее гладко, официальные данные – 1,5 млн вакцинаций. Тем не менее, по данным на конец января, в городских стационарах находилось почти 900 человек. Для сравнения – в весьма сложном 2009-м всего было госпитализировано немногим более 600. В день заболевает более 10 тысяч петербуржцев, из них 60% дети. Конечно, одна Боткинская больница с таким потоком справиться не может, поэтому в условиях, максимально приближенных к боевым, работают практически все городские стационары.
Ввиду напряжённого графика к работе стали привлекать студентов и интернов. Ситуация в аптеках сравнима с общероссийской. Есть и петербургские особенности, та же нынешняя зима с её температурными перепадами. В целом ситуация оценивается как наиболее сложная из всех российских регионов. Хуже дела обстоят только в Ростовской области.
Зато нас уверяют, что скоро эпидемия пойдет на спад. И то верно. Это же не какие-нибудь Зика или Эбола. Дело-то житейское…
Николай Кольский, «В кризис.ру»