Внешне мало что напоминает о кризисе в Испании. Таверны, ресторанчики тапас-бары, молодёжные клубы Мадрида и Барселоны вечерами заполнены до предела. Сетевые магазины дизайнерской одежды получили в прошлом году изрядный приток доходов. Премьер-министр Испании Мариано Рахой бодро констатировал: «Испания с каждым кварталом идёт всё лучше, покупательная способность домохозяйств неизменно повышается». Между тем, каждый четвёртый испанец живёт в состоянии, названном «социальной исключённостью».

Никуда не делись социальные проблемы. Как отмечает профессор Барселонского университета Хосе Кажоль, «тяжким грузом висит над обществом безработица, особенно среди молодёжи, и в наиболее отсталых регионах». Так, в Андалузии, постоянной работы не имеет треть работоспособного населения. Жёсткая налоговая дисциплина правоцентристского правительства Рахоя одновременно означает слабую социальную политику. Не отрегулирован вопрос о высоких долгах частного сектора. Общий же общественный долг достигает 100% ВВП.

В октябре испанский парламент утвердил кабинет Рахоя, формально завершив правительственный кризис. Но все основные  игроки испанской политики пребывают в состоянии перманентного внутреннего раздрая. кризиса. Правящая Народная партия (НП) не исключение.

Глядя со стороны у испанских правоцентристов всё «чинно и благородно». Генеральная линия Рахоя получила одобрение партсъезда. На ключевые посты в партии и правительстве Рахой расставил верных лично ему чиновников. Тем не менее, премьеру есть чего и кого опасаться. Прежде всего – старшего товарища по партии Хосе Марию Аснара, премьер-министра Испании в 1996–2004 годах.

Аснар – влиятельный правый политик. В нём угадываются черты Мануэля Фраги Ирибарне, покойного гуру неофранкистов, министра в правительствах каудильо, основателя НП. В бытность премьером Аснар выступал верным союзником Джорджа Буша-младшего. К поражению на выборах от социалистов его привела попытка скрыть характер страшных мадридских терактов 2004-го. Аснар пытался приписать их не исламским фундаменталистам, а баскским сепаратистам – дабы удар не выглядел напрямую связанным с участием Испании в Иракской войне на стороне США.

В конце прошлого года Хосе Мария Аснар публично отрёкся звания почётного председателя НП. Он начал формирование новой консервативной партии, альтернативы центристскому дрейфу НП. Это может сильно подорвать позиции Мариано Рахоя.

Ещё тяжелее дела в Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП). Осени в ИСРП произошёл «партийный переворот»: Федеральный комитет выразил недоверие генеральному секретарю Педро Санчесу, избранному голосованием всех членов партии. Это решение открыло дорогу нынешнему правительству НП (команда Санчеса ни за что не хотела пропускать Рахоя на премьерство). В итоге партией верховодит временное руководство в ожидании июньского съезда. Но ещё раньше испанским социалистам придётся вновь избирать лидера.

В борьбе сойдутся все направления испанского социализма. От левых вновь выдвигается Педро Санчес, настроенный на реванш. Левоцентристов представляет лидер баскских социалистов Патхи Лопес. Правых социал-демократов консолидировала глава администрации Андалузской автономии, фаворитка «социалистических баронов» Сусана Диас – соратница экс-премьера Фелипе Гонсалеса, правившего в 1980–1990-х полтора десятилетия, прославленного яркой харизмой, редким везением, эффективностью менеджмента и жёсткой авторитарностью.

При Гонсалесе ИСРП была сильнейшей партией Испании. Сейчас ей дышит в затылок леворадикальная «Подемос» («Мы можем»). Но и тут уже наметился раскол. Приверженцы нынешнего лидера Пабло Иглесиаса – марксисты, делающие упор на внепарламентскую борьбу в союзе с неокоммунистами. Сторонники второго человека партии Инижьо Эррехона – левые популисты, делающие ставку на приход к власти при сотрудничестве с ИСРП. Заявляют о себе и неотроцкисты с платформы радикального «антикапитализма».

Последние месяцы показали серьёзные противоречий в «партии профессоров и адвокатов» – либерально-центристской «Сьюдаданос» («Граждане»). Растёт напряжённость между каталонской организацией партии (самой сильной по стране) и центральным руководством. Лидер «Сьюдаданос» Альберт Ривера на состоявшемся в январе съезде партии сохранил свой пост. Однако в руководство было избрано немало его оппонентов. Кроме того, если создавались «Сьюдаданос» как партия «прогрессивного либерализма», то на январском съезде в программу партии была внесена важная поправка о верности ценностям демократического социализма. Переход «Сьюдаданос» на позиции правой социал-демократии приведёт, очевидно, к отказу от поддержки кабинета Рахоя. Что, в свою очередь, снова «институционализирует» политический кризис в южноевропейском королевстве. Кризис, который, собственно, и не проходил для Испании.

Жорж Камарад, специально для «В кризис.ру» 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *