Террор пришёл в Санкт-Петербург. Где в этот момент находился Владимир Путин. Только отзвучало его выступление на медиафоруме, ещё не начались переговоры с Александром Лукашенко, как на перегоне между станциями метро «Сенная площадь» – «Технологический институт» произошёл взрыв. Сегодняшний теракт беспрецедентен. Хотя бы в том смысле, что до сих пор Северную столицу не взрывали.
В вагоне поезда взорвалось самодельное взрывное устройство с тротиловым эквивалентом 200–300 граммов. Начинённое поражающими элементами. Чтобы яснее – это как одновременный взрыв пяти гранат-«лимонок» Ф-1. Вагон практически разворотило. Данные о жертвах пока разнятся. Последняя цифра – 11 убитых, 45 раненых. Эти данные, по понятным причинам, могут меняться. После некоторых терминологических колебаний Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 205 УК РФ – «Террористический акт». В Санкт-Петербурге объявлен трёхдневный траур.
Установлено, что планировался и второй теракт. На станции метро «Площадь Восстания» обнаружена и обезврежена адская машинка, замаскированная под огнетушитель. Начинённый тротилом, выплавленным из боеприпасов, смешанным с крупной дробью и другими металлическими предметами.
Были тут же блокированы семь станций метрополитена в центральной части города. Примерно через час закрылась вся петербургская подземка. Возник транспортный коллапс, преодолённый, однако стихийной самоорганизацией движения.
Сегодня в Санкт-Петербурге находился президент РФ. Он выступил перед участниками организованного «Общероссийским народным фронтом» медиафорума, названного «Правда и справедливость». Затем встретился с белорусским коллегой (Александр Лукашенко, кстати, заметил, что российско-белорусские отношения «отравлены газом»). В перерыве между двумя мероприятиями Путина проинформировали о трагедии в метро. Именно глава государства первым официально подтвердил гибель людей.
Президентский комментарий выдерживался на удивление спокойно, даже суховато: «Правоохранительные органы и специальные службы работают, сделают всё для того, чтобы выявить причины случившегося, дать полную оценку тому, что произошло». Поздним вечером Путин приехал на «Техноложку» и возложил цветы к мемориалу, стихийно созданному петербуржцами. Оттуда он поехал на Литейный, 4. Там началось президентское совещание с руководством ФСБ, МВД, МЧС, командованием Росгвардии.
В розыск объявлены двое пока неизвестных лиц. Ключевая фигура на данный момент – некий бородач, зафиксированный несколькими видеосъёмками. Вид у него настолько плакатный, что впору поразиться, как он мог выйти на улицу. Уж не говоря – зайти в метро. Если нужна эпизодическая роль боевика ИГИЛ, запрещённого в России, никто не подошёл бы лучше. Длинная борода без усов, чёрная хламида, высокая тюбетейка… Единственное упущение – почему-то нет поясняющей надписи на лбу.
После недавних событий на Ленинском проспекте и улице Софьи Ковалевской наше издание писало дословно: «Прежние договорённости уже не действуют. А вроде бы подавленное вооружённое подполье сохраняется и готово к отчаянным акциям… Такое внимание потенциальных террористов к Северной столице не может не тревожить. Надо понимать – вовлечённость наших бывших и нынешних соотечественников в ближневосточные конфликты может рано или поздно аукнуться в российских городах». Сегодня петербургская полиция интенсивно досматривает в публичных местах лиц неславянской внешности.
Надо особо отметить: никакой версии об организаторах сегодня официально не озвучивалось. Зато разгорелась обычная информвойна в соцсетях. Провластные комментаторы разводили провокационную конспирологию про «украинский след», возводили анафемы на участников недавних антикоррупционных демонстраций и на бастующих дальнобойщиков. Кстати, к петербургским забастовщикам приезжали сегодня дагестанские товарищи. (Как известно, в Дагестане положение сложилось наиболее жёстко, к лагерю бастующих стянуты подразделения Росгвардии с бронетехникой.) Полиция задержала водителя Вадима Яцука.
Со стороны оппозиционеров звучат напоминания о событиях осени 1999 года. Не все ещё забыли, как чудовищные – с сотнями погибших – теракты в Москве и Волгодонске определили дальнейший ход политических событий. Забылись все иные проблемы, сошло на нет возмущение олигархическим беспределом. Рухнули рейтинги Лужкова и Примакова, избиратели сплотились вокруг федеральной власти. И вскоре президентом был избран Владимир Путин – к самодовольной гордыне архитектора этой победы Бориса Березовского, уверовавшего в своё всемогущество… «Данный теракт будет использован скорее всего для закручивания гаек. Волна всенародного протеста против безответственных гуляний по улицам, преступных протестов дальнобойщиков и предательских акций фермеров неизбежна и неотвратима как заход солнца», – невесело предсказывает известный публицист-оппозиционер Игорь Яковенко.
На этом фоне особое впечатление произвела реакция петербуржцев. Федеральные телеведущие не могли скрыть удивления. «Странно – никакой паники». Горожане фактически сами начали преодолевать последствия террористической атаки. Самый заметный пример: в городе быстро распространилась бесплатная перевозка. Начали частники. Подхватили многие таксисты. И стихийно, и организованно: с призывом не брать денег с пассажиров выступил, скажем, председатель профсоюза водителей такси «Дорога жизни» Михаил Парфёнов. Присоединились власти, установившие бесплатный проезд на общественном транспорте и поднявшие шлагбаумы на Северо-Западном скоростном диаметре.
Думается, всё это стало лучшим ответом. И на подлый теракт, и на попытки использовать трагедию в корыстных политических целях.
Аркадий Орлов, «В кризис.ру»
[…] и Россия в одинаковой мере ощутили дыхание смерти. В петербургском метро взорвалась бомба. В Стокгольме грузовик въехал в […]