Пока «президентское политбюро», администрация и приближённые особы изощряются в державной геополитике и монархических изысках, правительство РФ занято делами будничными. Но важными. Особенно финансовое ведомство. Сегодня стало известно о пояснительной записке Минфина касательно использования дополнительных доходов бюджета на 2017–2019 годы. Прибыток казны пойдёт в основном на полицейские силы.
Начальству оклады повышают, «полевым» зарплатный фонд снижают
Бюджетные доходы текущего года ожидаются теперь в объёме 14,7 трлн рублей. Это на 1,2 трлн больше, чем планировалось в начале 2017-го. Причину такой удаче можно не уточнять: баррель прогнозируется в $45 с лишним, а не в $40. Других источников нет. Разве что, как в Российской империи, строевой лес. Но это менее актуально, поскольку британский флот сейчас не из дерева строится.
Но даже неожиданный рост цен на нефть кардинально бюджетного формата не меняет. Бюджет всё равно сведётся с дефицитом. Расходы изначально планировались в 16,2 трлн, а теперь ещё повышаются на 361,8 млрд.
Что же побуждает к лишним тратам? Минфин подробно расписывает. 11,4 млрд рублей дополнительно получит МВД – на «государственную программу обеспечения общественного порядка и противодействия преступности». Но распределятся эти средства неравномерно. 7,3 млрд – почти два рубля из каждых трёх – предназначены на оклады руководящего состава. Зарплаты медикам и преподавателям системы МВД пополнят 1,6 млрд.
Зато «полевым» оперативникам зарплатный фонд урезают на 8,9 млрд. Хотя рядовые полицейские и так заметным потоком увольняются – платят мало, загрузка жёсткая. И при этом, по словам ведущего научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете Кирилла Титаева, на двух «полевых» в МВД приходится один управляющий или обслуживающий. «Печальной тенденцией» назвал Титаев перекачку ассигнований на полицию снизу вверх по служебной лестнице.
Другое карательное ведомство – Генпрокуратура – обретёт 2,8 млрд дополнительных поступлений. Полтора миллиарда пойдут на материально-техническое обеспечение, миллиард с небольшим – на «защищённые сети передачи данных». Надо идти в ногу с веком IT-технологий. Следственный комитет на этом фоне выглядит слегка обделённым – всего 753,7 млн рублей. Зато из них 611,4 млн рублей на содержание сотрудников.
Социальные расходы урезают под предлогом «уточнения»
Иначе смотрятся бюджетные заботы о социальном блоке. Минздрав не МВД – дополнительное финансирование предусмотрено в шесть раз меньшее. На программу «Развитие здравоохранения» направляется лишь 1,8 млрд рублей. Эти деньги предназначены на ремонт помещений и закупки оборудования в медицинских НИИ. На зарплату же подбрасываются всего 35,4 млн – причём и в Минздрав, и в Роспотребнадзор (в территориальных управлениях второго ведомства зарплаты вообще снизят на более чем на 10 млн).
Кроме «Развития здравоохранения», есть ещё госпрограмма «Развитие образования». На неё выделяется 1,3 млрд рублей. В отношении министерства образования и науки правительственные финансисты даже расщедрились – это вдвое больше запланированного. Ещё столько же предусмотрено на проект с вычурным названием «Реализация образовательных программ профессионального образования». А вот образование дошкольное и общее потеряет 89,9 млн. Минфин пояснил такой разброс уменьшением расходов на оборудование в школьных и дошкольных учреждениях. Откуда экономия? – «по результатам проведения соответствующих конкурсных процедур».
Почти 393 млн рублей срезаются с программы «Социальная поддержка граждан». Будут снижены пособия по беременности и родам, для семей погибших военнослужащих, компенсации пострадавшим в Чернобыльской катастрофе. Каковы обоснования? Просты: «уточняется численность получателей»…
«Полиция всегда хороша перед выборами, для безопасности власти»
Картина предельно ясна. Однако звучат комментарии. Например, из Высшей школы экономики. Профессор ВШЭ Николай Петров говорит прямо: Минфин распределяет средства сообразно нуждам де-факто начавшейся президентской кампании. Социалку всё равно толком не развить. Не та система. Можно только спровоцировать требования, разбудить лихо в массах. Которое, кстати, и так пробуждается. А вот полиция «всегда хороша перед выборами, и для обеспечения безопасности власти в случае массовых протестов». Тут, кстати, становится понятно и распределение поступающих денег. «Полевой» угрозыск или патрульно-постовая служба не могут быть в приоритете при такой иерархии традиционных ценностей. Нужны другие подразделения. Начальству виднее, какие.
Оценки профессора Петрова сегодня же получили наглядное подтверждение. Алексей Навальный подал в мэрию Москвы уведомление об антикоррупционной акции, назначенной на 12 июня. Планируется шествие от Тверской площади через 1-ю Тверскую-Ямскую и Тверскую улицы до Охотного Ряда. А потом митинг на Охотном Ряду, близ Госдумы. Цель мероприятия обозначена так: «Выступление в поддержку требования расследовать факты коррупции высших должностных лиц России». Слог, конечно, напоминает минфиновский, но смысл важнее. А смысл совсем иной.
Навальный ждёт на своей акции 15 тысяч участников. Сомнительная цифра. 26 марта, собираясь на Марсовом поле, некоторое активисты говорили: «Ну, тысяча будет». Через несколько часов Дворцовая и Невский перешли во власть 10-тысячной толпы. И это – в Петербурге. Что уж говорить о Москве.
Заявки на проведение антикоррупционных акций поданы в 212 городах России. При том, что, по словам Навального, «во многих регионах власти ожидаемо начали заниматься своим мелким мухлежом». Иногда и посерьёзнее. В Барнауле, скажем, на заявителей пытались давить «бандиты» – но безуспешно. Навальный призывает сограждан выйти 12 июня под российскими флагами даже если власти отказываются согласовывать акции: «У нас без денег и на «несанкционированные» выходит людей больше, чем власти собирают путём принудительного сгона бюджетников. Если наши конституционные права выполнять отказываются, то действуем по закону: всё равно идём. Это наша страна, и День России. А будем сидеть дома – они вообще всё украдут».
Владимир Путин высоко оценивает протестную активность современной России. Вплоть до сравнений с Майданом и Арабской весной. Параллели для номенклатуры невесёлые. И если уж они идут в ход… Не только в плане историософских размышлений (как о Бернштейне с Бронштейном). Президент заблаговременно подписал указ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Введён особый порядок проведения массовых мероприятий в Москве, Петербурге, Татарстане и на Кубани, под который хронологически подпадает и 12 июня. Место-время акций, несвязанных со спортом, определяют не только региональные власти, но и вообще ФСБ.
Короче, Минфин правильно понимает заданные верховной властью приоритеты. «Системные либералы» Антона Силуанова в курсе, для чего их держат в системе.
Анатолий Кружевицын, «В кризис.ру»