Существуют сериалы, которые традиционно считаются «чисто женскими» или даже «бабскими». Это, конечно, гендерный стереотип, и я твёрдо уверена, что не бывает ни сериалов, ни дел – ничего только для девочек или только для мальчиков. Но тем не менее, с фактами не поспорить. Яркий пример тому – сериал «Секс в большом городе». Может, мальчики его и смотрят. Но вряд ли они кому-нибудь в этом признаются.

«Секс в большом городе» (продюсер Даррен Стар)– типичный обычный сериал. Хотя и очень хороший. Каждая серия – отдельная история, и каждая история посвящена типично женским проблемам. Сериал оригинальный, смешной, нестандартный, смелый и при этом ограниченный. Он находится в рамках своей узкой направленности. Он сам уверен, что никому, кроме женщин, не нужен.

Однако время-то идёт, и вместе ним двигаются и изменяются убеждения. Вернее, так: исчезают предубеждения. Вместе с ними исчезают и эти сериальные ограничения. Так, например, более современная версия «Секса в большом городе», своеобразный сериал-наследник, который вобрал в себя всё хорошее, чтобы было в его предшественнике, и приобрёл новые черты – это «Отчаянные домохозяйки» (продюсер Марк Черри). Тут появились элементы детектива, предательства, убийства, резкие сюжетные повороты и тайны.

Всего этого не было в «Сексе в большом городе». Аудитория обновлённой версии «женского» сериала увеличилась. Только мужчины всё еще не признаются вам, что смотрят. Хотя вроде бы он уже не только про женские проблемы, разговорчики в кафе, детей, беременность и всё тот же секс. Но название. Название! Название кричит нам в уши – мы всё тот же «секс в большом городе», только модерновее.

И вот 2019 год. Новый шаг. И формат, и сюжет, и название – всё говорит об одном. Подразумевается, что «женский», но смотреть могут все. И признаться будет не стыдно. Итак: «Почему женщины убивают». И эффектная женщина на постере. Этот сериал просто произвёл революцию. Показал, что и в этой нише возможно нелинейное повествование, прыжки во времени, актуальные социальные проблемы. А не просто «про женщин». Острый сюжет, но не в стиле санты барабары.

Сюжет и прост, и непрост. Мы видим один и тот же дом, и жизнь трёх семей в этом доме: одна в 1960-х, другая в 1980-х, третья – в наше время. Каждая семья олицетворяет дух своей эпохи и её проблемы. Объединяет одно – измена члена семьи.

Каждая измена особенна и также в духе времени. Есть и стандартный муж-предприниматель, изменяющий жене со своей секретаршей, с официанткой, с любой юбкой. Но при этом такой положительный, такой серьёзный, такой успешный. Настоящий хозяин жизни, белый американец 1960-ых. Есть и муж – тайный гей, и его проблемы: никому на тот момент непонятный вирус СПИДа, предрассудки, связанные с ним. Есть проблемы открытого брака, отношения втроем, наркотики и феминизм.

Мы видим, какие разные проблемы у этих семей. Как по-разному они на них реагируют. И как при этом сплачивает их какая-то общая идея – они ищут счастья, они ищут себе отмщения. Их не понимает общество. Они борются. И зачастую выходят победителями. Кульминация – последняя серия, совместившая три времени в одном пространстве и столкнувшая их друг с другом. Это определённо не описать и точно надо увидеть.

Создатель сериала «Почему женщины убивают», как и в «Отчаянных домохозяйках», Марк Черри, а разница между фильмами значительная. Резко изменился формат, прибавилось актуальности, пропала бессмысленная сюжетная накрученность, но появилась серьёзная психологическая составляющая. Последнее время почти каждый новый сериал говорит своё веское слово в искусстве визуального языка. И этот не исключение. Его слог слегка возвышенный, кое в чём дидактический, но в общем и целом очень жизнеутверждающий.

Сериал показывает нам давно побеждённые стереотипы прошлых лет. Мы смотрим, как страдали люди под прессингом предрассудков. Мы возмущаемся, потому что с высоты нашего опыта и образования всё кристально ясно. Как неправы те, кто отводит женщине место только на кухне. Как ошибаются те, кто боится заразиться СПИДом от прикосновения к человеку. И так далее. Но рядом – проблемы нашего поколения, предубеждения нашего века. И сериал говорит: это всё то же самое. И с этим придётся бороться.

…А вы заметили, что и этот сериал, и прогремевший по всему миру «Джокер» оправдывают насилие? Против зла и несправедливости, против убийц и предателей. Заставляют нас вполне откровенно сопереживать героям, что взялись за оружие и уничтожили тех, кто встал на пути добра.

Екатерина Лифшиц, специально для «В кризис.ру»