В минувшие выходные хитом всех новостных лент стало обсуждение дальнейшей судьбы новосибирского режиссёра Тимофея Кулябина и его оперы «Тангейзер». Жалобу на постановку вагнеровской оперы в современной интерпретации подал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Его поддержал протоиерей Димитрий Смирнов, сравнивший спектакль, которого не видел, с панк-молебном Pussy Riot. На этом фоне едва не забылось расследование убийства Бориса Немцова, но этому помешали сами следственные органы.
История постановки вагнеровского «Тангейзера» такова: молодой, но уже хорошо известный режиссёр Тимофей Кулябин перенёс действие оперы в наши дни, полагая, что современная трактовка будет ближе и понятнее современникам. История искушения поэта Тангейзера превратилась в историю искушения Христа, которую кинорежиссёр по имени Тангейзер решил воплотить на экране. Кулябин особо подчёркивал, что фабула изменена для того, чтобы обойти некоторые несообразности, которыми, по его мнению, грешит оригинальное либретто. Которое, кстати, менял и сам Рихард Вагнер, в зависимости от того, перед какой публикой будет показано представление. До сих пор опера исполняется в двух авторских трактовках, парижской и дрезденской. Неизменной осталась лишь главная, христианская, идея — совершения и искупление греха. Причём у Кулябина этот момент более смещён в сторону осуждения — вагнеровского Тангейзера Бог прощает, кулябинского — нет.
В целом либретто (с которым можно ознакомиться на сайте Новосибирского академического театра оперы и балета) и постановка выдержаны в глубоко религиозном, если не сказать ортодоксально-православном, стиле. Попытка оперного персонажа Тангейзера снять фильм об искушении Иисуса осуждается и жестоко карается.
Однако вместо награды за творчество автор получил от прокуратуры повестку в суд, решение которого грозит ему штрафом или принудительными общественными работами. То есть по сути — то, что изобразил в своей опере. Новосибирский митрополит обратился в прокуратуру, требуя оперу запретить. Его поддержали православные активисты и некоторые местные политики. Прокуратура требованиям вняла, тут же усмотрев в ней оскорбление чувств верующих. И всё — из-за того, что афиша, оповещающая новосибирцев о предстоящей премьере, не вписывается, якобы, в рамки благочестия и благопристойности. Кроме режиссёра к суду были привлечены директор театра и художник.
В защиту Кулябкина выступила широким фронтом практически вся российская культурная общественность. С примирительной позиции высказались даже официальные представители РПЦ. Резонанс получился грандиозный. В результате, суд резко поменял точку зрения и прекратил дело, не увидев никакого оскорбления.
На этом, кажется, можно бы и поставить точку, но… Конфликт с «Тангейзером» — отнюдь не первый и единственный случай вмешательства церкви в светскую жизнь. Ещё не забылась широкая кампания по шельмованию «Левиафана» Андрея Звягинцева, в том же Новосибирске в нынешнем феврале едва не разгромили местный ТЮЗ за спектакль о православном ёжике. А на Москворецком мосту исламские фанатики расстреляли оппозиционного политика Бориса Немцова — чтобы отомстить за «критические замечания» после теракта в редакции Charlie Hebdo. Так, по крайней мере, полагают в правоохранительных органах.
В то время, когда в Сибири разгорались страсти по «Тангейзеру», в Подмосковье, Чечне и Ингушетии были арестованы предполагаемые участники убийства Немцова. По версии следствия, это убийство спланировали два бывших члена чеченского спецбатальона «Север» Заур Дадаев и Беслан Шаванов. Им помогали ещё четверо — братья Анзор и Шагид Губашевы, Хамзад Бахаев и Тамерлан Эскерханов. Шаванов подорвался на гранате во время операции захвата, остальные арестованы. Четверо из них причастность к убийству отрицают, но Дадаев уже признал своё участие в преступлении. Результаты экспертизы также доказывают, что в Немцова стрелял Заур Дадаев. Поэтому, говорят в правоохранительных органах, «каких-то громких разоблачений или задержаний в рамках этого расследования» больше не ожидается. Несмотря на это, Рамзан Кадыров назвал Дадаева «настоящим патриотом России».
Вероятно, настоящими патриотами считали себя талибы, уничтожавшие в 2001 году буддийские святыни в Бамианской долине. «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно, — говорил лидер талибов мулла Мохаммед Омар 26 февраля 2001 года. — Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем».
В феврале 2015 года исламисты ИГИЛ взорвали древнюю библиотеку и кувалдами разнесли экспонаты в музее Мосула, в начале марта бульдозерами сровняли с землёй руины Нимруда и Хатра. Они тоже считают себя патриотами и заявляют, что эти статуи и руины способствуют идолопоклонству и пророк Мухаммед велел избавляться от таких реликвий.
Патриотом считает себя и митрополит Тихон, и члены новосибирского отделения «Всемирного русского народного собора». И, вероятно, таковыми являются. Но патриотизм — это любовь к своей стране, уважение её истории и культуре во всём их многообразии. Любая другая трактовка, а тем более уничтожение всего, что кажется лишним, ненужным, не соответствующим идеологии, ведёт только к гибели. Это доказывает не только древняя история, но и современность. Через полгода после уничтожения буддийских памятников власти талибов в Афганистане пришёл конец.
Анна Мышкина, «В кризис.ру»