Недавнее исследование американского социолога Джоффри Уотке повергло в шок либеральную общественность США. Оказалось, что в стране, выбравшей президентом афроамериканца, с расовым вопросом всё вовсе не так благополучно, как кажется на первый взгляд. Любопытно, что наибольшую нетерпимость проявляют белые, обременённые высшим образованием. Они считают расовую сегрегацию гарантом стабильности и процветания общества.
Результаты исследования Уотке выглядят следующим образом. 29,3% белых не хотят иметь чёрных соседей (хотя 73,6% выступают за развитие антидискриминационного законодательства в сфере жилищной политики). Только 23,1% действительно хотят, чтобы их дети ездили в школу в одном автобусе с темнокожими (зато 88,8% опрошенных декларативно поддерживают совместное обучение чёрных и белых детей). Лишь 11,8% согласны с принятием законов против дискриминации негров на рынке труда (при этом 71,5% признают, что такая дискриминация существует и возмущены этим фактом).
Бороться за расовое равноправие на словах готовы люди с высоким уровнем образования и либеральными взглядами (активный электорат Барака Обамы и его партии). Но на деле они весьма придирчиво относятся к реальным мерам по изменению ситуации. Удивительно, но куда большую терпимость проявляют малообразованные консерваторы (сторонники республиканской оппозиции) — они искренне поддерживают и одобряют фактическое уравнивание в правах.
Хотя особенно удивляться тут нечему. Политкорректная толерантность и отсутствие расовых предрассудков — совершенно разные вещи. Реальный интернационализм возникает спонтанно, что называется, в полевых условиях, на эмоциональном уровне. Толерантность же — искусственно внедряемая идеологическая установка постиндустриального общества. Она сложилась не под воздействием глубокого гуманизма или искреннего религиозного чувства, а как вынужденное следствие глобализации. И воспринимается исключительно на рациональном уровне, как нечто принятое в обществе. «Офисный класс», традиционно склонный к неким либеральным стандартам, готов играть по предложенным ими правилам. Но только потому, что это обеспечивает безопасность и стабильность. И до тех пор, пока обеспечивает.
В современной РФ расизм и шовинизм имеют более «естественную» природу и более многогранны. Бытовой экономический расизм чаще встречается среди людей с низким или очень средним достатком. Ими движет элементарное раздражение трудовой мобильностью «понаехавших». То, что большинство мигрантов живёт в тяжёлых, если не вообще нечеловеческих условиях, в расчёт не принимается. И никому не приходит в голову, что бомбилы из «джихад-такси» спят в своих машинах, продавцы — под прилавками, строители месяцами не покидают недостроенные дома. Практически никто из завистников не задумывается, ради чего «понаехавшие» ведут такую жизнь. Но ксенофобия этого толка в целом довольно пассивна и не идёт дальше бытового хамства.
Самая малочисленная группа — расисты-интеллектуалы. Похожие на американских «белых воротничков». Такие при случае не преминут уверить, что имеют-де друзей-инородцев (равного с ними статуса). Подчас эти теоретики крови и почвы слышали или даже читали о «миссии белого человека». В основном это вполне обеспеченные люди, кабинетные идеологи. Занимаются по большей части созданием теоретического оправдания практическим действиям третьей, самой многочисленной группы расистов.
К ней относятся озлобленные неудачники и люди, обременённые различными комплексами. Ни образование, ни социальное положение значения не имеют, лишь масса нереализованных амбиций и невозможность их воплотить в жизнь. Пожилой уголовник с высшим образованием, не продвинувшийся выше управдома. Молодой здоровяк, мечтающий о славе супермена, но отличающийся благоразумной осторожностью. Вынужденная ютиться в общаге тридцатилетняя красавица-лимитчица, не нашедшая пока достойной работы и не создавшая семьи. В общем, базарная «Зачистка».
Какие бы слова здесь ни произносились, это не оппозиция. Хотя бы потому, что налицо тяготение к сотрудничеству с карателями от государства. Того самого, которое, по утверждениям шовинистов, создало идеальные условия для нелегальной миграции. При этом мало кто торопится громить, например, притоны наркоторговцев. Куда проще — лотки на рынке.
Характерно, что в реальных ячейках гражданского общества с расизмом никогда не столкнёшься. Под руководством еврея Ройзмана русские парни из «Города без наркотиков» ведут непримиримую борьбу с наркоторговцами любых национальностей. В бизнес-структурах, созданных русскими предпринимателями Екатеринбурга или Петербурга, работали и русские, и чеченцы, и украинцы. Общее дело сплачивает не по национальному признаку, а по культуре и интересам. В такой среде подлинный, а не демагогично-декларативный интернационализм органичен и естественен. Он не насаждается сверху путём указов и предписаний, а возникает в результате нормального человеческого взаимодействия.