Проект общественно-делового района на Охте приобретает все больше сторонников в среде профессионалов архитектурного сообщества. «Вкризис.ру» публикует мнения нескольких петербургских архитекторов и историков архитектуры об «Охта центре», высказанные ими в интервью журналу «Капитель».
Константин Плоткин, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГПУ им. А.И. Герцена
«Просматривая региональные издания последних лет, я с удивлением обнаружил, что в центре общественного внимания петербуржцев оказались проблемы градостроительной политики и сохранения наследия. Вокруг них кипят нешуточные страсти, идет настоящая борьба с выдвижением неформальных лидеров, столкновением мнений различных групп общественности, инвесторов, управленцев. На наших глазах отрабатывается модель взаимодействия структур гражданского общества и государства. Нормальные люди с живой душой могут только порадоваться этим обстоятельствам. Однако встает вопрос: почему именно наследие? Неужели в Петербурге нет других, более животрепещущих вопросов? Тем не менее, протестные чувства граждан прорвались именно по вопросу сохранения исторического центра, а максимальная их концентрация наблюдается вокруг проекта высотного общественно-делового района «Охта центр».
Спешу сразу обозначить свое неоднозначное отношение к строительству 403-метрового небоскреба. Его социальная значимость очевидна. Это плюс. В архитектурном отношении мощно закрученный стеклянный штопор Ф. Никандрова мне тоже симпатичен. В нем есть заряд оптимистической энергии, устремленный в «светлое будущее». Я хотел бы увидеть его в натуре хотя бы из простого любопытства. Однако градостроительные последствия появления грандиозного сооружения поблизости от исторического центра действительно непредсказуемы. Опасения большинства представителей архитектурного сообщества и культурной общественности, включая международные организации типа ЮНЕСКО и ИКОМОС, звучат угрожающе.
Короче говоря, я рад, что бремя моральной ответственности за окончательное решение небоскребного вопроса ляжет на плечи других, более компетентных и информированных людей.
И еще вопрос. Почему любой инновационный проект, независимо от его качества и значения, может рассчитывать на реализацию только при условии поддержки государства в лице его самых высоких представителей? Инновация, исходящая от частных лиц, обычно отвергается общественным сознанием. В данном конкретном случае первые лица государства доверили принятие решения городским властям, вот и полыхнули массовые протесты. Такова уж давняя отечественная традиция. Наш российский орел, как известно, двуглав: одна голова на запад, другая — на восток. В XIX веке, золотом веке русской державности и культуры, наш геральдический мутант породил две утопии, в конечном счете порвавшие его на куски. В основе ретроспективной утопии лежала апология ценностей традиционной культуры и «особого пути» русского народа, неведомых другим народам. Либеральная («западническая») утопия видела путь России к вершинам мировых цивилизационных достижений в реформах на основе опыта европейских стран, в копировании западных достижений и форм жизни. У каждой из утопий были свои архитектурные идеалы. Национал-консерваторы мечтали о воздвижении православного креста на храме Святой Софии в Константинополе. Под влиянием их идеологии рождались целые направления в архитектуре и гуманитарной культуре, тесно связанные с патриотическими чувствами и национальным самосознанием: историческое стилизаторство, включая русский стиль, охрана наследия и реставрация памятников прошлого, славяно-русская археология и др. Но демократы тоже мечтали. Их отношение к наследию было не столь однозначным. Герцен вспоминал в «Былом и думах»: «В Москве, — говаривал Чаадаев, — каждого иностранца водят смотреть большую пушку и большой колокол. Пушку, из которой стрелять нельзя, и колокол, который свалился прежде, чем звонил». Сам Герцен в разгар революционной работы писал: «Что же касается наших памятников, то их придумали, основываясь на убеждении, что в порядочной империи должны быть свои памятники». Только в конце жизни он изменил эту точку зрения. Н.Г. Чернышевский, кумир радикальной молодежи 1860 годов, в камере Петропавловской крепости писал о стеклянных городах и алюминиевых дворцах будущего. Это негативное отношение к наследию, равно как и архитектурные фантазии отразились в творчестве и манифестах русского авангарда первой трети XX века. Они тоже оказались частью поля нашей культуры, тоже принесли свои творческие плоды. Я далек от мысли о переносе этого конфликта в современность. Культурный процесс развивается по диалектической спирали Гегеля. За утверждением (тезисом) закономерно следует отрицание (антитезис). Затем новый виток спирали приводит к синтезу, объединяющему утверждение и отрицание на новом уровне. Да только вот синтеза мы что-то заждались. Устанешь ждать, пока наши зодчие и градостроители преодолеют на новом уровне противостояние, унаследованное от позапрошлого века. Мы устали от бескрылых воссозданий и стилизаций. Устали от стеклянных фантомов, диссонирующих с историческим обликом города. Хочется, наконец, новой системы архитектурно-градостроительных ценностей, отражающей идеалы и реалии сегодняшнего дня».
Геннадий Соколов, руководитель архитектурной мастерской «Архстудия»:
«Можно долго говорить о высоте башни, месте ее расположения, моделировать виды с разных точек и оценивать ее влияние на городские панорамы. Можно вспомнить «историю вопроса» от идеи переноса офиса «Газпрома» в Петербург до последних передач по центральным каналам телевидения и удивиться позиции петербургских мэтров архитектуры, «умывших руки» на первой стадии обсуждения проекта. Можно проехать с фотоаппаратом по центру города и убедиться в том, что многие «открыточные виды» Северной столицы уже «убиты» массой безвкусных высотных строений, абсолютно не вписывающихся в историческую застройку. Здание гостиницы на Почтамтской улице, гробоподобная крыша которой соседствует с величественным куполом Исаакия, «Монблан», «сломавший» невскую перспективу своим нескромным и тяжеловесным обликом… Вы сами можете продолжить перечень архитектурных объектов нового времени разной высоты в центре города, оказавших влияние на исторический облик Петербурга. Если быть откровенным, красота панорамы — понятие сугубо субъективное: кому-то нравится, кому-то нет. Впрочем, вряд ли сегодня в нашем городе найдется человек, искренне хвалящий нынешний вид побережья Охты. Вполне возможно, то, что будет построено, станет достойным украшением и будет замечательно смотреться со стороны Невы на фоне высоток новых районов».
Александр Пальмин, ректор ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица»
«Лично мне не нравится многое из построенного нашими современными архитекторами. Но, как и любой здравомыслящий человек, я понимаю, что современный город невозможно законсервировать, он должен развиваться. Это процесс исторический. Пройдите по Петербургу и увидите, что каждое столетие оставило в нем свое отражение. В каждое время была своя архитектура, и эпохи, органично дополняя друг друга, создали облик нашего прекрасного города. Есть мировой опыт. Принято приводить в пример Париж с Эйфелевой башней и кварталом Дефанс. Но Франция — это не только Париж. В провинциях тысячелетняя история мирно сосуществует с современностью, а средневековье — с будущим. Там это органично и одно другому не мешает. Проект Охта-центра мне, в целом, нравится. Также как «Балтийская жемчужина» или современные дома на Большом проспекте Петроградской стороны. Конечно, они резко выделяются на общем фоне, но это прогрессивный вход в традиционную архитектуру, который вдыхает в город новую жизнь».